Page 168 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 5
P. 168
5-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ. РАЗДЕЛ «ИСТОКИ ТВОРЧЕСТВА» 167
создание индивидуальных, самобытных духовных и материальных цен-
ностей. Логика изучения и содержание пособия обеспечивают вхождение
учащихся в пространство отечественной культуры с ее историческими,
этнографическими и региональными особенностями, освоение и приня-
тие системы духовных ценностей и социальных норм, присущих народам
родного края.
Первая тема учебного пособия, «Дом творчества», формирует у уча-
щихся представление о видах творчества, присущих народам Урала,
раскрывает понятия «творчество», «творческий процесс». Содержание
материала темы выводит участников учебной дискуссии на поиск ис-
токов творческого вдохновения, на размышление о роли образования и
самообразования, труда и целеустремленности в становлении творческой
личности. Особое внимание уделено СЛОВУ – результату творчества и
его источнику, СЛОВУ, которое является основой информационной гра-
мотности современного человека, и чтению как творческому процессу.
Изучая материал, предложенный для дополнительного чтения, учащие-
ся знакомятся с традициями уральского образования, развитием системы
подготовки специалистов для уральской промышленности, старейшими
образовательными учреждениями края, выдающимися уральскими педа-
гогами и просветителями.
Тема «Постижение красоты» позволяет учащимся взглянуть на знако-
мые с детства образы родной природы глазами поэтов, писателей, музы-
кантов, художников и скульпторов. Учащиеся знакомятся с многообразием
видов искусства, творческим наследием уральских мастеров, наиболее
яркими образцами народного творчества. Данная тема предоставляет
огромные возможности для педагога в выборе форм обучения – от по-
ходов и экскурсий в музеи до творческих вечеров, учебных мастерских и
ученических вернисажей. Особенно важно научить детей видеть, понимать
не только красоту природы и материального мира, но и красоту души,
внутреннего мира человека. Задача педагога состоит также в том, чтобы
на основе постижения прекрасного сформировать у учащихся устойчивую
потребность в сохранении, совершенствовании и преобразовании окру-
жающей действительности по законам красоты. В этом огромная роль
принадлежит активным формам обучения, творческой и практической
деятельности учащихся, направленной на создание индивидуальных,
самобытных духовных и материальных ценностей.
Содержание третьей темы учебного пособия – «Пути познания» – зна-
комит с процессом научного творчества, открывая его грани, формируя
представления о направлениях научных исследований уральцев, дости-
жениях ученых Урала в технических и гуманитарных науках. Учеными
рождаются или становятся? К рассуждению на эту тему учащихся обра-
щает материал, посвященный детским и юношеским годам А.С. Попова,