Page 105 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 5
P. 105
104 ТЕМА «ТРАДИЦИИ СЛОВА»
Занятие 1. «КРАСОТА СЛОВА»
Цель – создание условий
• для освоения учащимися социокультурных категорий «слово», «на-
родная речь»;
• развития речевых умений учащихся;
• воспитания ценностного отношения учащихся к родному языку.
Задачи:
• расширение представлений учащихся о социокультурных категориях
«слово», «красота слова», «народная речь»;
• обсуждение изученных категорий на основе анализа учебного мате-
риала и личного опыта учащихся;
• знакомство со Словарем русских говоров Свердловской области,
изучение толкования диалектных слов и выражений.
Обеспечение:
• Вострикова О.В, Словарь русских говоров Свердловской области
(этноидеографический) / под ред. В.В. Липиной. – Екатеринбург, 2007,
с. 134–136.
• элементы народного костюма;
• портреты В.И. Даля и П.П. Бажова (иллюстрация в книге Ю. Ярового
«Цветные глаза земли»);
• карточки для социокультурного тренинга (АФО) по количеству
учащихся в классе;
• Долгушина А. И., Субачев В. В. Традиции земли уральской. Учебное
пособие для начальной школы. – Екатеринбург, 2006, с. 39–41.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Присоединение
– Здравствуйте, ребята. «Истоки» вновь собрали нас вместе для инте-
ресной и познавательной встречи. Прочитайте эпиграф нашего занятия:
«Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и
чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и
история народа». К.Д. Ушинский
– Вдумайтесь в эти слова, они помогут нам сегодня прикоснуться к
истокам родного слова. Сегодня мы вновь обратимся к родному слову.
Мы услышим необычные выражения народной речи, увидим родной
край через слово, почувствуем радость от встречи с прекрасным родным
языком.