Page 106 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 5
P. 106

Занятие 1. «КРАСОТА СЛОВА»  105

2. Основной этап
1. Беседа. Работа с учебным пособием, с. 39–41

Гаснет устная словесность,
Разговорная краса,
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.
					  В. Шефнер

    – Урал – самобытный край, и речь здесь тоже особая. Как появляются
в народной речи меткие и выразительные слова, мы узнаем, прочитав
статью в учебном пособии на стр. 39–41.

    – Какие слова называются диалектными?
    – Какую силу имеет слово?

    2. Знакомство ребят с диалектными словами родной местности
    На основе Словаря русских говоров Свердловской области учитель
подбирает синонимический ряд слов по теме «Образование и обучение»
(с. 134–136), обращает внимание на нравственную оценку, передаваемую
в слове. Сила и мощь слова зависит от того, как каждый из нас использует
неисчерпаемые богатства русской речи, как владеет ею.

    3. Социокультурный тренинг (АФО) – работа в четверке
    1) Подготовительный этап
    – В нашей стране бережно хранят память об уральском писателе–
волшебнике Павле Петровиче Бажове. Павел Петрович учит всех нас само-
му сложному мастерству – мастерству слова, красивой, звучной русской
речи, учит трудолюбию и скромности, доброте и щедрости, уважению к
природе и людям, любви к Уралу.
    Задание. Соедини слово и его толкование.
    Дается ряд диалектных слов из сказов П.П. Бажова и их толкование,
возможны их синонимы, употребляемые в литературном языке. Ребята
должны соединить слово, его толкование и синоним, проиллюстрировать
   101   102   103   104   105   106   107   108   109   110   111