Page 185 - Урал. Человек. Истоки/ Педагогический альманах. Книга 4
P. 185

184  ТЕМА «ОБРАЗ»

«родник», что вы представляете себе. Подумайте и поделитесь своими впе-
чатлениями со всеми нами. Своё высказывание начните такими словами:
«Когда я слышу слово "родник", я …» и называйте свои ощущения: что
видите, что слышите и что чувствуете (даётся время для индивидуаль-
ного обдумывания вопроса круга).

    Слово сегодня будем передавать вот этим камешком, который я нашла
вблизи этого родника.

    А теперь по порядку начнём высказываться. Кто хочет начать? (Пере-
дается камешек тому ребёнку, который начинает круг.) Начинай, ….!

    (Дети по очереди делятся своими впечатлениями, учитель тоже
участвует в круге и высказывается в порядке очерёдности.)

    Вы обратили внимание на то, что некоторые из вас вспомнили звук жур-
чания воды, некоторые – прозрачность, чистоту воды, некоторые – особый
свежий вкус студёной, холодной воды. Все эти впечатления помогают нам
создать ОБРАЗ родника.

    Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о слове ОБРАЗ. Мы услы-
шим, что такое ОБРАЗ, увидим образы родника и почувствуем свежий
прохладный вкус родниковой воды.

2. Социокультурный тренинг (АФО)

    1) Подготовительный этап. Беседа
    Уч и т е л ь : Вы обратили внимание на то, что многое нами видимое,
слышимое и прочувствованное запоминается, запечатлевается в нашей
памяти как представления. Вот я говорю слово ЛЕС. Что вы представили?
(Деревья, полянку, ягоды, грибы и т.п.) А слово КНИГА? (Картинки,
учебник, рассказы и т.п.)
    А по этим изображениям вы сможете назвать мне образы? (показы-

U wваются изображения, например, Z , , , ) (машина, олень,

птица, хлеб).
    Все эти предметы отразились в нашей памяти, и теперь мы можем

представить их мысленно даже тогда, когда их нет рядом с нами. Вот такие
предметы, явления нашей жизни, которые мы представляем, мы будем
называть ОБРАЗАМИ. (На доске появляется тема «ОБРАЗ».)

    Посмотрите на слово ОБРАЗ и назовите слова, похожие на него (об-
разец, образование, изобразительный и т.д.).

    Действительно, слово «образ» связано со словом «образец».
    – А что значит слово «образец»? (пример, требующий подражания,
подлинная вещь).
    Поэтому не всё то, что нам представляется, будет ОБРАЗОМ, а только
то, что является образцом, примером для подражания, мерилом. (На доске
появляется слова «образец», «пример».)
   180   181   182   183   184   185   186   187   188   189   190