Page 90 - Культурно-образовательное пространство города
P. 90
силой»103, по Шпенглеру человек является «рабом маши-
ны»104.
Русский философ Б.П. Вышеславцев разносторонне
рассмотрел феномен индустриальной культуры, не только
его критические стороны, но также те плюсы, которые он
приносит человечеству.
Специфические черты индустриализма (с точки
зрения Б.Вышеславцева) проявляются как минимум в трех
отношениях – технологическом, социальном, психологиче-
ском.
На технологическом уровне. «Сущность всеобъем-
лющего индустриализма выражается в принципе рацио-
нального использования всех сил природы и человека для
производства материальных благ»105. В сравнении с пре-
дыдущими эпохами, в частности, феодализмом, индуст-
риализм представляет собой экстенсивный тип производ-
ства. М. Маклюэн утверждал, что уровень развития куль-
туры определяется количеством энергии, производимой
феноменами данной культуры. Индустриальная культура
привела к энергетическому всплеску, которое человечество
не знало до этого времени.
На социальном уровне. Индустриальная культура
имеет дело с большой массой людей, которые должны об-
служивать технику и «аппарат». Индустриальная культура
создала уникальную мегамашину (по терминологии
Л.Мамфорда106) – социальную мегамашину, которая по-
103 Тойнби, А. Д. Постижение истории [Текст] / А. Д. Тойнби ; пер. с
англ. Е. Д. Жаркова. – М. : Прогресс : Культура, 1996. – С. 10.
104 Шпенглер, О. Закат Европы очерки морфологии мировой истории
[Текст] : в 2 т. / О. Шпенглер ; пер. с нем. И. И. Маханькова. – М. :
Мысль, 1998. – Т. 2 : Всемирно-исторические перспективы. – С. 530.
105 Вышеславцев, Б. П. Кризис индустриальной культуры [Текст] :
избр. соч. / Б. П. Вышеславцев. – М. : Астрель, 2006. – С. 192.
106 Мамфорд, Л. Миф машины: техника и развитие человечества
[Текст] / Л. Мамфорд. – М. : Логос, 2001.
89