Page 91 - Культурно-образовательное пространство города
P. 91

зволила мобилизовать человеческие силы на постройку
грандиозных сооружений. Мы знаем примеры таких по-
строек в России – в эпоху первых пятилеток, в США – в
эпоху Великой Депрессии, в Германии – в период между
мировыми войнами.

        На психологическом уровне. Каждая эпоха, культу-
ра, по Юнгу, имеет свой характер, тип сознания. Установка
сознания индустриального города – экстравертность – на-
правленность на внешний мир объектов. «Такой тип чело-
века не интересуется в сущности внутренней психической
жизнью, он не знает и не чувствует бессознательных со-
держаний души и вообще забывает, что у него есть ду-
ша»107. Иррациональное начало культуры редуцируется,
т.к. не поддается логическому осмыслению. М. Вебер ха-
рактеризовал это явление «десакрализацией мира».

        С точки зрения Вышеславцева, существуют два ти-
па «индустриализма» – тоталитарный и капиталистиче-
ский. Оба являются злом для человека, и человек чувству-
ет это, однако последний не разрушает окончательно ком-
плекс «личных свобод», либерализм и демократию.

        Исследователь Э. Тоффлер108 выделил шесть основ-
ных тенденций индустриального общества: концентрация,
централизация, синхронизация, стандартизация, специали-
зация и максимизация.

        Стандартизация. Стандартизация коснулась не
только производственные процессы, осуществляемые при
помощи машинного труда, но сами основы жизни. Так,
существуют стандартные нормы оплаты труда, тесты на
определение профессиональной пригодности, СМИ рас-
пространяют общие для всех системы образцов поведения,

107 Вышеславцев, Б. П. Сочинения [Текст] / Б. П. Вышеславцев. – М. :
Раритет, 1995. – С. 187.
108 Тоффлер, Э. Третья волна [Текст] : пер. с англ. / Э. Тоффлер. – М. :
ACT, 1999.

                                     90
   86   87   88   89   90   91   92   93   94   95   96