Page 173 - Региональное культурно-образовательное пространство
P. 173

края до «открытия» его русскими (процессы до колониза-
ции), история освоения и контакты с коренным населением
(при изучении Урала, Сибири, Дальнего Востока), рас-
смотрение роли региона в истории России через внимание
к историческим личностям – первопроходцам в восточных
регионах страны и политическим деятелям, влиявшим на
судьбу страны, в западных регионах (примером может слу-
жить, например, интерес к личности П. Столыпина в По-
волжье).

        В обращении к истории отдельного региона особое
значение приобретают ценностные характеристики: гор-
дость за место, где ты живешь, и за людей, которые здесь
жили, что формирует положительную идентичность у мо-
лодого человека, создает поле для поиска образцов. Одна-
ко одна ретроспекция не может удовлетворить всех духов-
ных потребностей молодых людей. Возникает опасность
увидеть в истории только «утраченный рай» и «утрачен-
ные возможности». Осмысление настоящего и «заряжен-
ность на будущее» молодых людей должна также получить
свое воплощение в содержании образования. Обращение к
современной геополитической, экономической, социаль-
ной и культурной жизни региона, исследование его про-
блем в контексте их возможного разрешения позволяют
конкретной личности осмысленно выбирать свой жизнен-
ный путь.

        На наш взгляд, интересен опыт Хабаровского края,
где авторы учебных курсов пытаются осмыслить не только
прошлое и обращают внимание на реальную историю ос-
воения Приморья, но вычленяют ценностное ядро истори-
ко-обществоведческой проблематики. Так, проблемы при-
граничного региона осмысляются в контексте межкуль-
турной коммуникации (сложные взаимоотношения с Кита-
ем рассматриваются не только в контексте военных кон-
фликтов и территориальных притязаний, но и как «встреча

                                    172
   168   169   170   171   172   173   174   175   176   177   178