Page 159 - Региональное культурно-образовательное пространство
P. 159

ной самоорганизации, саморазвития и особенно самовы-
ражения общества в тех или иных формах»80.

        Почему на первый план в определении культурной
политики обращают внимание на государство? Это обу-
словлено тем, что оно в большей степени обладает соот-
ветствующими ресурсами и может оказывать воздействие
как на производство культурных ценностей, так и на их
отбор, сохранение, распространение и восприятие.

        В силу того, что именно государство обладает наи-
большим объемом ресурсов и определяет управленческие
решения, принимаемые на различных уровнях разнообраз-
ными структурами, оно оказывает на культурную жизнь
страны заметное влияние.

        На протяжении последних десятилетий цели куль-
турной политики конкретизируются. Если раньше под
культурной политикой можно было понимать исключи-
тельно сферу просвещения и приобщения в самом широ-
ком смысле этого слова к художественным ценностям, то с
1970-1980-х гг. в европейских странах происходит переос-
мысления направлений деятельности в области культурной
политики.

        Получившая после Второй мировой войны идея
культурной демократии или равного доступа всех к куль-
туре опиралась на представление о цивилизирующей, об-
лагораживающей роли искусства и о демократизации дос-
тупа к нему как к общественному благу (Ф. Матарассо,
Ч. Лэндри). Приоритетами культурной политики считались
разработка образовательных программ, обеспечивающих
знакомство с ценностями культуры, популяризация дости-
жений культуры в средствах массовой информации.

        В 1970-е гг. на смену лозунгу культурной демокра-
тии – «культура для всех» – пришел лозунг демократиза-

80 Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М.: Академический
проект, 2000. URL: http://www.countries.ru/library/politic/newcp.htm

                                    158
   154   155   156   157   158   159   160   161   162   163   164