Page 160 - Региональное культурно-образовательное пространство
P. 160
ции культуры – «культура для каждого». Внимание стало
уделяться не столько культурно-потребительской деятель-
ности, но личному участию отдельных людей и социаль-
ных групп в культурной жизни. Шла переориентация
управления культурой с общегосударственного на регио-
нальный и местный уровни (процесс децентрализации). В
сфере культурной политики он означает как децентрализа-
цию культурной деятельности, так и децентрализацию
полномочий принятия решений.
В 1980-е гг. особое значение для определения целей
культурной политики приобрело представление о культуре
как факторе развития общества, стало очевидным, что ин-
вестиции в культуру имеют неизбежный социально-
экономический эффект и служат общественному благу.
Такой подход получил название инструментального.
Сочетание децентрализации и инструментального
подхода к культуре привело к тому, что на Стокгольмской
конференции в 1998 г. ЮНЕСКО предложила государст-
вам-членам поставить культурную политику в центр стра-
тегий развития. Л. Е. Востряков систематизировал различ-
ные взгляды на сущность и специфику культурной поли-
тики, обозначив ее уровневый характер. В своей работе
«Государственная культурная политика современной Рос-
сии: региональное измерение» он выделяет три уровня го-
сударственной культурной политики: идеолого-
концептуальный (основные положения, раскрывающие
ценности и идеалы общества и государства), политический
(конкретные установки и требования политической элиты)
и реализационный (степень освоения и воплощения целей
и принципов данной идеологии)81. И, исходя из этого, оп-
ределяется разнообразие моделей культурной политики.
81 Востряков Л.Е. Государственная культурная политика современной
России: региональное измерение. Автореф. дисс… доктора политиче-
ских наук. М., 2007. С. 14.
159