Page 9 - Советский миф в судьбе Урала
P. 9

совпадает с оценкой сталинской критики конца 1930-х годов,
превратившей картину в классику соцреализма.

         На самом деле, при любом серьезном разговоре такого
рода отношение к художественным произведениям как к свиде-
тельствам истории требует большой осторожности. Не следует
упускать из виду, какую роль сыграло так называемое искусство
социалистического реализма в истории советского общества.
Одна из причин, почему в ХХ веке вообще стал возможен фе-
номен ремифологизации массового сознания, заключалась в
том, что идеология и социальная мифология нашли для себя
почву в искусстве, превратив его в свое орудие, подчинив своим
целям.

         Советский миф и искусство соцреализма, по сути, неот-
делимы друг от друга. Призванное неустанно бороться за кон-
троль над умами широких масс официальное советское искусст-
во во многом лишь формально сохраняло вид художественного
творчества, фактически являясь носителем и творцом идеологи-
ческих мифов, средством утверждения мифологического типа
мышления. Подобное обстоятельство требует вдумчивого и
критического переосмысления исторических произведений со-
ветских авторов в современном контексте понимания россий-
ской и уральской истории.

         Но можно посмотреть на данную ситуацию и с другой
стороны. Сам творческий метод искусства соцреализма вызре-
вал постепенно, окончательно оформившись лишь на опреде-
ленном этапе. История этого искусства довольно хорошо изуче-
на. Имея в виду его гипотетическую роль в формировании об-
раза советского Урала, можно надеяться, что оно хранит в себе
не только историю возникновения и развития образа Урала, но и
свидетельства становления самосознания края в ХХ веке.

         Да, в наши дни подвергнутый уничижительной критике
советский миф, по всеобщему признанию, превратился в своего
рода безнадежный исторический анахронизм. О его природе и
механизмах известно теперь настолько много, что российское
общество как будто бы полностью освободилось из-под его
влияния, окончательно разорвало с ним всякие связи. Но вот что
с течением времени все больше обращает на себя внимание: ра-
зоблачен советский миф оказался главным образом в его идей-

                                             8
   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14