Page 7 - Советский миф в судьбе Урала
P. 7
не только название, но и самоназвание края. Никому и никогда
не удастся умалить подвиг Урала в Великой Отечественной
войне, оспорить значение его вклада в Победу (об этом, собст-
венно, хотел сказать и А.Твардовский в своей поэме).
Другое дело, что существует тенденция к тому, чтобы
распространять данный образ на всю историю Урала, видеть в
нем ее концентрированное воплощение, выражение ее духа, ло-
гики и закономерностей развития на протяжении по крайней
мере последних трехсот лет! Служить во все времена «опорой
державы» – выдается за «высшее знание» Урала о себе, возвы-
шающееся до сознания некой исторической миссии (неумест-
ным выглядит при этом вопрос, о какой именно «державе» идет
речь: петровской империи, империи, существовавшей до
1917 года, государства советских времен или Российской Феде-
рации).
Подобный подход переводит разговор в иную плоскость,
требуя провести различие между уже отмеченной убежденно-
стью, живущей в массовом сознании, и действительным знани-
ем уральской истории.
Что мы вообще знаем об истории края? Признаемся себе,
что цепочки из известных фактов «уральской биографии» в сво-
ей канонической выстроености больше похожи на схематичную
иллюстрацию к учебнику по историческому материализму, чем
на отражение реальной жизни. Но может быть, в поисках исти-
ны есть возможность опереться на какие-то другие, более живые
свидетельства уральской истории?
Начав наблюдать за тем, какие сюжеты и картины ураль-
ской истории первыми всплывают в памяти, невольно замеча-
ешь одну странность – все они выступают в «изображенном»
виде, представлены произведениями изобразительного искусст-
ва, литературы, кинематографа. Среди них – многочисленные
памятники «пламенным революционерам» и «героям граждан-
ской войны», целая библиотека книг о «пионере-герое» Павлике
Морозове, обобщающий образ «уральского прошлого» – карти-
на Б. Иогансона «На старом уральском заводе» (1937) (на фоне
которой все созданное П.П.Бажовым кажется детскими сказка-
ми), отдельный исторический эпизод – перевоз семьи Николая II
в Екатеринбург в 1918 году – это тоже сцена из почти одно-
6