Page 4 - Советский миф в судьбе Урала
P. 4

Введение.
             Существует ли «уральский миф»?

                                                 Если загадка – это вопрос,
                                  требующий ответа, то миф – ответ,

                                                         требующий вопроса.
                                                                      А. Иоллес

         Образ «советского Урала», «рабочего края», «кузницы
страны», «опорного края державы» являлся неотъемлемой ча-
стью советской географии. В ее пространстве советский Урал
выполнял роль одного из основных структурообразующих эле-
ментов наряду с превращенной в «колыбель октябрьской рево-
люции» бывшей имперской столицей, Москвой – «сердцем на-
шей Родины» или «городом воинской славы» – Волгоградом.

         Тем не менее, образ Урала так же, как и других террито-
рий страны прошел, начиная с 1917 года, процесс длительного
становления прежде, чем советское пространство приняло за-
конченные очертания. Не прекращавшаяся несколько десятиле-
тий до конца 30-х годов известная компания по массовому пе-
реименованию больших и малых населенных пунктов отражала
лишь внешнюю сторону процесса приведения к единому идео-
логическому знаменателю жизни советского общества.

         Пытаясь убедить всех, что она является выражением глу-
бинной исторической логики развития страны, советская власть
всеми силами стремилась предстать неким закономерным поро-
ждением самой российской почвы. На этом пути ей пришлось
столкнуться с сопротивлением сложившихся за столетия рос-
сийской истории «региональных мифов», местных преданий,
всего множества «биографий» отдельных городов и деревень,
составлявших историческую память народа, образующих струк-
туру и семантику внутрироссийского пространства.

         Условием включения каждого отдельного «места» на
карте в возникающее советское пространство стало создание для
него новой «идеологически выверенной» биографии. Переписы-
вание отечественной истории переросло в массовое мифотвор-
чество. Новая реальность творилась почти по художественным

                                             3
   1   2   3   4   5   6   7   8   9