Page 5 - Советский миф в судьбе Урала
P. 5
законам, с помощью магии творцов соцреализма. Формируясь
сам советский миф одновременно трудился над картой страны
едва ли не как над произведением искусства.
Не следует забывать, что и определение советского Урала
как «индустриального» (а его прошлого как «цитадели крепост-
ничества») относится к этому же периоду, когда ускоренной «со-
циально-классовой перековке» подверглись не только большие
социальные группы населения, но и целые города и регионы,
включая, скажем, преобразование «торговой столицы», «кармана
России» Нижнего Новгорода в город Горький – родину пролетар-
ского «буревестника революции» или превращение старинного
Симбирска – в мемориал-некрополь семьи Ульяновых.
В послевоенной истории Советского Союза «рабочий»
Урал занял свое прочное место среди многочисленных «жит-
ниц» и «автомобильных цехов» страны, «всесоюзных здрав-
ниц», «хлопковых» и «садовых» республик. И все же его поло-
жение отличалось от прочих.
Вряд ли навязанные регионам «производственные» обра-
зы были до конца тождественны их внутреннему самоощуще-
нию, пониманию своего истинного значения и роли в отечест-
венной истории. Многие в глубине своей памяти сберегали,
можно сказать, более личные, исторически родившиеся свои
имена, выражающие коренную связь людей с их «местом» на
земле (сравните приведенные советские названия с именами
вроде «Волжская столица», «Южная Пальмира» или «Северный
Лейпциг»). Сохранение этой «генетической памяти» уже в пост-
советский период создало возможности для освобождения рос-
сийских городов и регионов от калечащего их образ советского
мифа.
Другое дело – Урал.
Оглядываясь на историю последних трех столетий его
невозможно, кажется, представить ни чем иным, кроме как «ра-
бочим краем», да и «трудовой» характер Урала ни у кого не вы-
зывает сомнения. Советское определение как будто явилось
лишь выражением подлинной исторической логики его развития
в качестве промышленного края, стало продолжением линии его
судьбы. Образ «трудового Урала», «кузницы страны» воплоща-
ет в себе, просто на другом этапе истории, вроде бы то же древ-
4