Page 147 - Советский миф в судьбе Урала
P. 147
Сознание уральцев следовало не просто научить (и приучить)
распознавать приметы «нового», но и превратить эти приметы в
его опору.
Чтобы скорейшим образом войти в массовое сознание
становящаяся действительность должна была быть представле-
на, изображена, «проиллюстрирована» и «растиражирована».
Нужно было найти формы, позволяющие дать концентрирован-
ное выражение ее содержанию, отвечающие современному спо-
собу жизни, утверждающие стиль мироощущения новой эпохи.
Образ нового индустриального Урала, чтобы стать «своим» для
миллионов людей, должен был быть не просто принят ими, а
прочувствован, пережит, освоен изнутри.
1930-е годы – это время организации объявленного в
стране массового «культпохода на уральские стройки», развора-
чивание компании шефства столичных деятелей искусств над
краем, охваченном индустриальным строительством. Никогда
ни до того и ни после140 Урал не видел одновременно столько
писателей и музыкантов, режиссеров и театральных коллекти-
вов, «бригад» артистов и художников.
В этом «культпоходе» встретились, как писали тогда,
«два стремления: с одной стороны, жажда художников вклю-
чится в общий поток грандиозного социалистического строи-
тельства, а с другой, стремление актива советской общественно-
сти приблизить искусство к трудовым массам – строителям но-
вой жизни».141
Среди писателей приезжавших на Магнитострой, Берез-
ники и другие стройки Урала в начале 1930-х годов были:
Д. Бедный. В. Катаев, Ф. Гладков, А. Малышкин, В. Горбунов,
Н. Богданов, А. Толстой, А. Твардовский и другие. Главной те-
мой романов «Время, вперед!» В. Катаева, «Люди из захолу-
стья» А. Малышкина, «Пленум друзей» Н. Богданова, так же как
и появляющегося огромного множества спектаклей, картин, му-
зыкальных произведений, становится изображение борьбы «но-
140 Исключая период временной эвакуации в условиях Великой Отече-
ственной войны, носивший совсем другой характер.
141 Выставка работ Первой уральской бригады художников. – М.: Все-
кохудожник. 1934. С.3.
146