Page 285 - Очерки истории культуры Урала
P. 285
К. Клодт. Памятник представлял собой фигуру рабочего, сжимаю-
щего одной рукой винтовку с примкнутым штыком, а другой опи-
рающегося на молот. Передачи настроения скорби и романтической
героики в скульптуре препятствовало, однако, отвлекающая скру-
пулезность анатомическая деталей, делавших ее подчеркнуто нату-
ралистичной.
В исключительно трудных условиях оказалось искусство злато-
устовской гравюры. Оружейный арсенал был разграблен, уникаль-
ное оборудование вывезено, цехи полуразрушены. С 1919 г. в Злато-
усте началось производство клинков для Красной Армии, некоторые
из которых были украшены гравюрой и использовались в качестве
наградного оружия. Другим основным изделием стали охотничьи
топорики с видами уральской природы в обрамлении орнамента.
Отношение новой власти к гранильно-ювелирному промыслу на
Урале характеризует тот факт, что, начиная прямо с 1917 г., «рекви-
зируемые» у населения, из банков и храмов ценности, ювелирные
изделия из драгоценных металлов отправлялись в золотосплавную
лабораторию Екатеринбурга. В ее недрах исчезли произведения де-
коративно-прикладного искусства, созданные целым поколением
уральских ювелиров. В обстановке, когда ювелирное золотое укра-
шение было объявлено мелкобуржуазным пережитком, а его обла-
датели чуть ли не врагами народа, мастерам работать было трудно.
Как отмечали исследователи, «исчезали перспективы, улетучива-
лись надежды на спокойную, нормальную жизнь. Артельщикам за-
претили огранку вначале изумрудов, затем и других ценных камней.
Мастера опять оказались на грани нищеты. Их мучило сознание
собственной ненужности, и даже «вредности» их труда»145.
Для еще большего усиления контроля власти добивались укруп-
нения артелей, не согласные с этим объявлялись «лжекооператива-
ми», их закрывали. Те же артели, что выжили, переходили на вы-
пуск изделий из меди, латуни, покрытой тонким слоем серебра со
вставками из стекла и синтетических камней. Ни о каких уральских
самоцветах речь уже не шла. К концу 1920-х гг. промысел стал
окончательно вырождаться.
145 Копылова В.И. Ювелирное искусство Урала (XVIII – XX вв.) // Очерки ис-
тории Урала. Вып.7. – Екатеринбург, 1998. – С. 47.
284