Page 262 - Очерки истории культуры Урала
P. 262

чих и солдатских депутатов в тот же день объявил себя единствен-
ной властью в городе. Фактически все управление в городе пере-
шло к Военно-революционному комитету из пяти человек. В ряде
других мест переход власти в руки Советов не получился таким
быстрым и осуществлялся с помощью посланных отрядов рабочей
красной гвардии.

    Очень быстро начало обнаруживаться несоответствие подлин-
ных намерений большевиков стихийным потребностям и демокра-
тическим инстинктам народных масс, втянутых в революционные
преобразования. На выборах в Учредительное собрание в ноябре–
декабре 1917 г. большевики на Урале получили 18,1% (тогда как
по стране в целом – 23,9% голосов).

    Отказ от политических свобод, беспорядочная «национализа-
ция промышленности», напоминавшая скорее разграбление «на-
ционализированного» местными властями всех рангов, уравни-
тельное перераспределение земли в крае, где помещичьей земли в
«чистом виде» не было, проведение «продовольственной диктату-
ры», активная борьба большевиков против православной церкви
подтолкнули начало Гражданской войны. До второй половины
1919 г. Урал оставался местом ожесточенной вооруженной борьбы
за власть между большевиками и их противниками.

    Большевики оказались лучше других готовы к такому повороту
событий. Их с полным правом следовало бы назвать «партией гра-
жданской войны». В условиях боевых действий большевики ог-
ромное внимание уделяли агитационной работе и пропаганде. Но-
вая власть стремилась представить происходящее как «борьбу за
освобождение трудового Урала» от тирании эксплуататорских
классов, от власти «темного прошлого». Нужна была скорейшая
демонстрация уже начавшегося «преображения жизни», свиде-
тельствующая о правоте коммунистической идеи.

    Искусство новая власть рассматривала как средство решения
партийно-государственных проблем, инструмента пропаганды,
подчиненного идеологическим целям. В годы Гражданской войны
по железным дорогам курсировали агитпоезда – специальные же-
лезнодорожные составы, предназначенные для проведения массо-
вой агитационной работы. Стены вагонов расписывались худож-
никами, вывешивались плакаты и стенные газеты; в составе име-
лись: вагон-типография, вагонкинозал и лекторий; в их оборудо-
вание входили диапроекторы, граммофоны с набором пластинок,
был еще и вагон-книжная лавка. Во главе поезда обычно был
крупный государственный или партийный деятель.

                                                261
   257   258   259   260   261   262   263   264   265   266   267