Page 141 - Очерки истории культуры Урала
P. 141

вольные копии с его знаменитых групп с Аничкова моста в Петер-
бурге. Модели Клодта, как не раз отмечалось исследователями,
«идеально демонстрируют художественные возможности чугуна,
позволяющего с ювелирной точностью передавать все оттенки
формы, мельчайшие детали»59.

    Н. Бах сыграл заметную роль в формировании тематики литья.
Сюжеты его произведений тесно связаны с жизнью горного Урала.
Будучи талантливым скульптором-анималистом, Бах создает ком-
позиции, изображающие животных («Драка филина с ястребом на
пне», «Глухарь на току»). У Баха тонкое чувство природы. Ему
удавалось не только создать сложные пластические группы, но и
обогатить их деталями (замшелыми камнями, ветками деревьев,
старыми пнями).

    Скульптор Е. Лансере прославился небольшими жанровыми
статуэтками из бронзы. Наблюдательность и мастерство в переда-
че повадок животных, быта степных кочевников и казаков позво-
лили одному критику назвать его работы «вечной поэзией жизни».
Однако серебряные и бронзовые отливки Лансере оказались рас-
средоточенными по частным собраниям, многие были утрачены.
Еще при жизни скульптора сохранить и дать новую жизнь его ра-
ботам смогли каслинские мастера, воспроизведшие в чугуне почти
все модели Лансере (знаменитые скульптуры «Тройка», «Джиги-
товка лезгин», «Прощание казака с казачкой» и др.).

    Пресса тех лет писала: «Уже в 1880 году, когда в Екатеринбур-
ге был открыт магазин для продажи каслинских изделий, «фигу-
ры» Лансере <...> заняли в нем свое место. А через несколько лет,
на выставке 1887 г. в том же Екатеринбурге, всеобщее внимание
привлекли «безукоризненные и значительно дешевые литые чу-
гунные вещи, изготовленные заводом по моделям Либериха, Лан-
сере, барона Клодта и других художников-скульпторов». При этом
отмечалось, что, «будучи сделанными из бронзы, эти вещи прода-
ются везде за сотни рублей, а здесь они стоят рубли и копейки»60.

    Наряду с профессиональными скульпторами в Каслях работали
народные мастера-самоучки. Легендарным мастером был
В. Торокин, крестьянским мальчик, превратившийся в прекрасного
формовщика. Он серьезно учился в рисовальной школе, начинал с
того, что копировал работы Клодта, Лансере, Баха. Постепенно он
начал лепить самостоятельно. Среди персонажей работ Торокина

59 Галайбо Н. Старое каслинское литье // Художник. – 1981. – № 9.– С. 59–60.
60 Пешкова И. М. Искусство каслинских мастеров. – Челябинск, 1996. – С.114.

                                                140
   136   137   138   139   140   141   142   143   144   145   146