Page 140 - Очерки истории культуры Урала
P. 140

ливка этих заводов превосходна, особенно в мелких вещах, кото-
рые, вдобавок, при изящных формах еще и очень дешевы»58.

    Это было написано в то время, когда уральские чугунные изде-
лия пользовались большой популярностью: их использовали для
украшения архитектурных сооружений (в ансамбле Царского Се-
ла, петербургских и московских домов) и в интерьерах особняков
(еще в XVIII в. были популярны камины, отлитые в Екатеринбур-
ге). Особую славу приобрели узорчатые чугунные решетки, до сих
пор сохранившие очарование кружевной вязи. А в первой трети
XIX в. наблюдается новый мощный подъем в русской архитектуре,
создаются грандиозные ансамбли, архитекторы широко использу-
ют скульптуру и чугунное литье.

    На протяжении XVIII–XIX вв. художественное чугунное литье
на Урале выпускается на многих предприятиях, как на частных,
так и на казенных: на Каменском, Кыштымском, Кушвинском,
Верх-Исетском, Каслинском, Чермозовском, Пожевском, Нижне-
тагильском, Билимбаевском заводах.

    В 1830–1840 гг. фигурное чугунное литье появляется на Кас-
линском заводе. В Каслях отливались и решетки, и садовая мебель,
и камины, и камерная скульптура. Они были различны по формам,
но всегда поражали мастерством исполнения.

    Успеху каслинского литья во многом способствовало сотруд-
ничество с талантливыми скульпторами М. Канаевым, П. Клодтом,
Н. Бахом, а также создание отливок по моделям Е. Лансере,
А. Обера, Н. Либериха и др.

    М. Канаев приехал на Урал после окончания Академии худо-
жеств и стал первым профессиональным скульптором, создавшим
модели специально для Каслей. Он начинал свою работу с произ-
ведений, характерных для русской академической скульптуры
(«Мороз-демон», «Геркулес, разламывающий пещеру ветров»), но
уже в 1860-е гг. он приходит к созданию таких композиций как
подчасник «Избушка на курьих ножках» по мотивам народных
сказок, канделябр «Мальчик, играющий в снежки». Канаев открыл
при заводе рисовальную школу, где стал первым преподавателем.

    Именно Канаев обратил внимание на произведения П. Клодта и
предложил отливать их в чугуне. На заводе было отлито более 20
его произведений в том числе «Кони на воле», «Кобыла с жере-
бенком», «Лошадь с возничим», «Лошадка у изгороди», сделаны

58 Цит. по кн.: Павловский Б. В. Каслинский чугунный павильон.– Свердловск,
1979. – С. 13.

                                                139
   135   136   137   138   139   140   141   142   143   144   145