Page 5 - Очерки истории культуры Урала
P. 5
тельны для судеб страны, что они кажутся составляющими содер-
жание разных этапов отечественной истории. На деле же они со-
вершались почти одновременно.
С другой стороны, процесс колонизации обычно рассматрива-
ется с точки зрения расширения границ государства и распростра-
нения русской культуры. Недостаточно понятым остается социо-
культурный смысл «прирастания России Сибирью».
Именно на осваиваемых территориях русская культура сталки-
вается с новыми для себя условиями существования – природно-
географическими, хозяйственно-экономическими, этнокультур-
ными. Процесс адаптации русской культуры и ее взаимодействие с
культурами коренных народов приводит к формированию специ-
фической ситуации. Происходящее здесь, в конечном итоге, обу-
словливает изменения и развития русской культуры в целом. Ис-
торик В. Ключевский утверждал, что колонизация есть «основной
факт» русской истории. Следствием присоединения Сибири стала
трансформация России в евразийское государство, многонацио-
нальное, многоконфессиональное, мультикультурное по своему
составу. С этого времени регионализм становится постоянно дей-
ствующим фактором внутреннего развития страны.
В последние десятилетия возрос интерес к региональной спе-
цифике, появились исследования, посвященные феномену регио-
нализма, его геополитической и социально-экономической состав-
ляющим. Однако работ по истории региональных культур внутри
русского культурного мира чрезвычайно мало.
Регион как единица целой страны может быть рассмотрен не
только в политическом или административном смысле, но и как
«ментальная конструкция», т. е. как представление о конкретном,
географическом и культурном пространстве, закрепленное в соз-
нании людей. В процессах осмысления региона как специфическо-
го историко-географического пространства можно проследить, как
конкретно происходит его «выделение» из общего мира нацио-
нальной культуры. Как постепенно на единой территории России,
в единых административных границах русского государства,
людьми, осознающими свое единство с центральной Россией, воз-
никают особые формы культурной жизни.
Фактически формируется и начинает существовать, постепенно
выделяясь из общего мира русской культуры, но, не порывая с
ним, особая культура – региональная. Но достаточно длительное
время носители этой культуры не осознают ее как нечто особен-
ное. В этом кроется известная парадоксальность региональной
4