Page 227 - Информационно-коммуникационные площадки по патриотическому
P. 227
культурно-досуговой деятельности, где акцент делается не на потребле-
нии «чужих» смыслов, но на соучастии и сотворчестве, – превращает
музей в динамически развивающийся социально-культурный институт.
Современный музей – одновременно и новый образовательный
ресурс и новое образовательное пространство, обеспечивающие при-
общение к общему культурному фонду человечества для каждого.
Создаваемые музейными сотрудниками образовательные программы
ориентированы на разные социальные и возрастные группы, позволя-
ющие реализовать ключевое для современного мира понятие диалогич-
ности: «вместо того чтобы быть о чем-то или для кого-то, музей нового
типа развивается вместе с посетителями» [1, с. 18]. Через создание осо-
бой среды, в которой посетитель вступает в непосредственный контакт
с музейным предметом, обеспечивая содержательную коммуникацию,
через реализацию сущностной потребности быть услышанным и вос-
требованным, через обретение новых возможностей для самоактуали-
зации и взаимодействия с другими людьми.
Сегодня в моду входит неологизм edutainment, составленный из ан-
глийских слов education (образование) и entertainment (развлечение,
зрелище, гостеприимство). Современные музеи обеспечивают возмож-
ность синтеза образования (как получения новых знаний и овладения
новыми видами деятельности) и творчески организованного досуга. В
складывающейся ситуации традиционные учреждения культуры вхо-
дят в мир образования как важнейший компонент, выполняя важней-
шую функцию – создания нового пространства, в котором творческая
самореализация мотивирована свободным выбором форм и видов
деятельности. С другой стороны, музей сохраняет свою изначальную
функцию – аккумуляции знаний, ценностей и смыслов, репрезентиро-
ванных в представляемых артефактах.
Для Свердловской области музеи выступают как центры культур-
но-образовательного пространства региона, позволяющие прикос-
нуться к региональной истории и ощутить дыхание прошлого через
музейные экспонаты и экспозиции. В музеях жители Свердловской
области получают уникальный опыт сопереживания и соучастия соб-
ственной истории, осознавая значимость своего края для них самих,
его роль и место в судьбе России. Общим вектором музейно-образова-
тельной деятельности становится формирование культурной идентич-
ности – ощущения личной принадлежности к регионально-культурной
целостности, ответственности за ее будущее.
225