Page 226 - Информационно-коммуникационные площадки по патриотическому
P. 226
И.Я. Мурзина
МУЗЕЙ И ШКОЛА: НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
СОТРУДНИЧЕСТВА
(Человек в мире культуры. – 2016. – № 2. – С. 27–30)
В ситуации, когда идея «Образование на протяжении всей жизни»
сменяет привычную парадигму «Образование – на всю жизнь», про-
исходит трансформация всех социально-культурных институций,
связанных с овладением новыми знаниями или умениями. Школа (от
начальной до высшей) больше не может претендовать на монополию
в трансляции знаний о мире, уступая свои позиции системе дополни-
тельного образования, современным медиа, интернету.
В мире, где смыслы текучи и неустойчивы, где ценности релятивны,
где человек находится в постоянном поиске удовольствий, сложно об-
рести собственный вектор развития, найти те необходимые «маячки»
в пространстве, которые позволят двигаться, накапливая опыт культу-
ры – энергию, необходимую для творчества.
«Цветущая сложность» современного мира предполагает постоян-
ный поиск новых форм и способов взаимодействия людей, создает не-
виданное ранее пространство коммуникаций – реальных и виртуаль-
ных, которые одновременно требуют включенности человека и умения
отнестись к ним критически, провоцируют анонимность общения и
дружеское участие. Возникла противоречивая ситуация – консьюме-
ризм и тотальность технологий предполагают пассивное отношение к
жизни, в то время как человек – существо активное, ищущее, жажду-
щее нового: связей, впечатлений, опыта. Отказ от активности для него
равносилен отказу от самого себя.
«Образование на протяжении всей жизни» – это не просто получе-
ние новых знаний, практическое применение которых позволит обре-
сти более высокую производственную квалификацию, получить новый
социальный статус или значительную прибавку к зарплате. «Образова-
ние на протяжении всей жизни» – это постоянное открытие нового, ко-
торое позволяет человеческой личности расширять собственное вну-
треннее пространство, включая в него другие культуры, многообразие
событий, переживаний, эмоций. Это готовность человека стать по-на-
стоящему креативным и адекватным постоянно изменяющемуся миру.
Переопределение – вот слово, которое характеризует развитие совре-
менного музея. Поиск новых форм взаимодействия с посетителями, учет
их пожеланий и потребностей, стремление создать новое пространство
224