Page 64 - Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей. Часть 2
P. 64
Методический комментарий
гается поразмышлять об истоках творчества, поделиться своим
опытом, задать вопросы автору и героям произведений, участни-
кам занятий, всем вместе найти на них ответ. Эти приёмы позво-
ляют не только расширить кругозор, познакомиться с литературой
о родном крае, но и вступить в проблемный диалог, организовать
дискуссию, прийти к нравственному выводу.
Данные разработки имеют следующие особенности:
1. Реализация основных принципов обучения в основной школе:
– личностная ориентация содержания образования (вопросы
обращены к личному опыту учащихся);
– направленность содержания образования на развитие позна-
вательной, коммуникативной, практической, творческой деятель-
ности; формирование ключевых компетенций для решения прак-
тических задач;
– усиление воспитательного потенциала содержания образова-
ния (через краеведческий материал идёт осмысление нравствен-
ных категорий);
– обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании.
2. Методы организации учебного процесса ориентированы на
ребёнка как субъекта духовной деятельности, на стимулирование
и поддержку нравственности, интеллектуального развития и са-
моразвитие ребёнка:
– в содержание занятий включены традиционные практику-
мы – знакомство с биографиями знаменитых людей Урала;
– работа с текстами разных стилей и жанров, выполнение твор-
ческих заданий после обсуждения прочитанных текстов, форми-
рование собственной читательской позиции с целью накопления
читательского опыта, экскурсии с целью изучения культурного на-
следия края, но главным становится переход от репродуктивной
деятельности к творческой и проблемно-поисковой.
3. Материал направлен на развитие общеучебных навыков:
– овладение риторическими умениями: информационно-смыс-
ловой анализ текста, осмысление художественных образов, обуче-
ние эстетическому восприятию текста;
– обучение построению собственных текстов;
– умение оценивать собственную позицию, соотносить свою
точку зрения с точкой зрения других;
63