Page 37 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 37
документа в составе Администрации Президента РФ образовано Управление
Президента Российской Федерации по общественным проектам.
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (принят
Государственной думой 21 декабря 2012 г., одобрен Советом Федерации
26 декабря 2012 г., утверждён Президентом РФ 30 декабря 2012 г.). В ст. 3
закона определены основные принципы государственной политики в сфере
образования. В числе этих принципов выделены и такие, как гуманистический
характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод
личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения,
трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой
культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального
природопользования; единство образовательного пространства на территории
Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и
традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального
государства; свобода выбора получения образования согласно склонностям и
потребностям человека, создание условий для самореализации каждого
человека, свободное развитие его способностей.
Программа развития воспитательной компоненты в
общеобразовательных учреждениях (Письмо Министерства образования и
науки РФ от 13 мая 2013 г. № ИР-352/09). Документ актуализирует проблему
формирования позитивной модели поведения обучающихся – равноправных
участников глобализационных процессов в качестве свободных носителей
этнокультурной, религиозной и национальной традиции. Целью программы
провозглашено укрепление и развитие воспитательного потенциала в
социокультурном пространстве Российской Федерации на основе
взаимодействия систем общего и дополнительного образования. Среди
выделенных в документе основных направлений организации воспитания и
социализации обучающихся на первое место поставлено гражданско-
патриотическое, предусматривающее: воспитание уважения к правам, свободам
и обязанностям человека; формирование ценностных представлений о любви к
России, народам Российской Федерации, к своей малой родине; усвоение
ценности и содержания таких понятий, как «служение Отечеству», «правовая
система и правовое государство», «Гражданское общество», об этических
категориях «свобода и ответственность», о мировоззренческих понятиях
«честь», «совесть», «долг», «справедливость», «доверие» и др.
Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской
нации и этнокультурное развитие народов России (20142020 годы)
(утверждена постановлением Правительства РФ от 20 августа 2013 г.
№ 718). В документе отмечается, что этнический и религиозный факторы
являются факторами национальной безопасности России, поэтому дальнейшему
устойчивому развитию страны должны способствовать укрепление единства
российской нации, формирование общегражданской идентичности россиян,
обеспечение динамичного этнокультурного и духовного развития народов
России, противодействие этнополитическому и религиозно-политическому
экстремизму. Целью и задачами программы провозглашены: укрепление
36