Page 64 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 64
Советская школа Постсоветская школа
ской клятве или Уставу ВЛКСМ, дей- девиантным поведением, гендерной
ствующий институт комиссий по делам унификацией и т.д. Необходимость
несовершеннолетних и др. Школьных служб медиации
Школа – главный центр воспитания и Существует множество центров воспи-
социализации, родители и социум вы- тания (школа, учреждения культуры и
ступают в роли помощников спорта, общественные и религиозные
объединения), каждый из которых от-
Опора на семью как социальный ин- ветственен за ребенка
ститут, выполняющий воспитательную Опора на семью, воспитательные функ-
функцию; единство педагогических ции которой в настоящее время ослаб-
требований в семье и школе; наличие лены; отсутствие единства воспита-
династий детей из одной семьи, обу- тельных требований между школой и
чающихся в одной и той же школе родителями; частый разрыв всяких от-
Многообразие учреждений специаль- ношений со школой после ее окончания
ного и дополнительного образования Значительное сокращение указанных
(музыкальные, спортивные, художест- учреждений и введение платных услуг
венные школы, клубы по месту жи- в системе дополнительного образова-
тельства, дворцы и дома культуры и ния, что значительно сокращает воз-
творчества), бесплатное обучение или можности родителей и детей
обучение за минимальную плату
Доминирование непосредственного Ограниченность непосредственного
общения детей, их активное включение личного общения, желание общаться с
в коллективную деятельность, следова- помощью информационных средств
ние правилам «общинной» жизни (телефон, электронная почта, социаль-
ные сети), развитые индивидуализм и
Непосредственное общение детей с эгоцентризм
представителями культуры, спорта (по- Возможность виртуального «неодушев-
сещение театров, выездные концерты ленного» приобщения детей к ценно-
детской филармонии и др.) стям культуры (виртуальные музеи,
Развитая система оздоровительных ла- виртуальная филармония и др.)
герей, в деятельности которых воспи- Сокращенная система оздоровительных
тательная составляющая была главной; лагерей, нежелание детей находиться в
продуманный план работы детского них и подчиняться определенным пра-
лагеря, неформальный подход к орга- вилам, чувство разочарования в случае
низации жизни в нем невозможности пользоваться Интерне-
том или телефонной связью, равноду-
Ориентация выпускников педагогиче- шие к проводимым воспитательным
ских вузов и педагогов со стажем на мероприятиям и т.д.
активное участие в процессе воспита- Выполнение учителями роли урокода-
теля, нежелание заниматься воспитани-
ем в усложнившейся в целом ситуации,
63