Page 62 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 62
Таблица 6
Особенности воспитания в советской и постсоветской школе 81
Советская школа Постсоветская школа
Субъект-объектные отношения между Субъект-субъектные отношения между
воспитателем и воспитанником на ос- воспитателем и воспитанниками на ос-
нове руководящей позиции педагога, нове диалога и педагогики сотрудниче-
императивный стиль отношений ства
Ценностные ориентиры традиционного Ценностные ориентиры глобализи-
(честность, справедливость, семья, рующегося мира, многообразие и раз-
правда, долг и др.) и индустриального нообразие ценностных установок (сво-
(профессия, труд) общества бода, свобода выбора, общечеловече-
ские ценности, толерантность, и др.)
Условия монокультурности Условия поликультурности
Использование потенциала обществен- Неконтролируемый государством со-
ных организаций (комсомол, пионерия, циум (неформальные объединения, со-
ДОСААФ и др.), контролируемых го- циальные сети и т.д.)
сударством
Цель – формирование определенных Цель – развитие и саморазвитие лично-
качеств личности, необходимых для сти в условиях неопределенности, ко-
построения нового общества, парамет- гда образ будущего не ясен в полной
ры которого заданы (активная жизнен- мере. Помощь в становлении личности,
ная позиция, альтруизм, коллективизм приобретении ею личностно значимых
и т.д.). Образ будущего определен знаний и умений. Зависимость успеш-
ности человека от собственных воз-
Общая идея – формирование и разви- можностей и усилий
тие гармонично развитого человека с Общая идея – поддержка человеческих
ключевой ориентацией на человека «самостей» (самоактуализации, само-
труда реализации, самостоятельности, само-
На первое место в воспитании постав- развития, самоидентификации и др.)
лены интересы государства и общества На первое место поставлены интересы
(общественно-значимые ценности) человека, семьи (приватные ценности)
и только потом – общества и государ-
Наличие идеалов, к которым необхо- ства
димо стремиться, подражание задан- Отсутствие или скромное присутствие
ным образцам (положительные герои в конкретных идеалов, желание детей
литературе и искусстве, герои войны и походить на самих себя или, в крайнем
случае, на родителей. Для некоторых
81 Составлено на основании педагогической литературы, Стратегии развития воспитания в
Свердловской области до 2025 года (2017) и педагогического опыта автора данного посо-
бия.
61