Page 62 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 62

Таблица 6

Особенности воспитания в советской и постсоветской школе 81

                 Советская школа                      Постсоветская школа
Субъект-объектные отношения между      Субъект-субъектные отношения между
воспитателем и воспитанником на ос-    воспитателем и воспитанниками на ос-
нове руководящей позиции педагога,     нове диалога и педагогики сотрудниче-
императивный стиль отношений           ства
Ценностные ориентиры традиционного     Ценностные ориентиры глобализи-
(честность, справедливость, семья,     рующегося мира, многообразие и раз-
правда, долг и др.) и индустриального  нообразие ценностных установок (сво-
(профессия, труд) общества             бода, свобода выбора, общечеловече-
                                       ские ценности, толерантность, и др.)
Условия монокультурности               Условия поликультурности
Использование потенциала обществен-    Неконтролируемый государством со-
ных организаций (комсомол, пионерия,   циум (неформальные объединения, со-
ДОСААФ и др.), контролируемых го-      циальные сети и т.д.)
сударством
Цель – формирование определенных       Цель – развитие и саморазвитие лично-
качеств личности, необходимых для      сти в условиях неопределенности, ко-
построения нового общества, парамет-   гда образ будущего не ясен в полной
ры которого заданы (активная жизнен-   мере. Помощь в становлении личности,
ная позиция, альтруизм, коллективизм   приобретении ею личностно значимых
и т.д.). Образ будущего определен      знаний и умений. Зависимость успеш-
                                       ности человека от собственных воз-
Общая идея – формирование и разви-     можностей и усилий
тие гармонично развитого человека с    Общая идея – поддержка человеческих
ключевой ориентацией на человека       «самостей» (самоактуализации, само-
труда                                  реализации, самостоятельности, само-
На первое место в воспитании постав-   развития, самоидентификации и др.)
лены интересы государства и общества   На первое место поставлены интересы
(общественно-значимые ценности)        человека, семьи (приватные ценности)
                                       и только потом – общества и государ-
Наличие идеалов, к которым необхо-     ства
димо стремиться, подражание задан-     Отсутствие или скромное присутствие
ным образцам (положительные герои в    конкретных идеалов, желание детей
литературе и искусстве, герои войны и  походить на самих себя или, в крайнем
                                       случае, на родителей. Для некоторых

81 Составлено на основании педагогической литературы, Стратегии развития воспитания в
Свердловской области до 2025 года (2017) и педагогического опыта автора данного посо-
бия.

                                               61
   57   58   59   60   61   62   63   64   65   66   67