Page 61 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 61
3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА РОССИЙСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В 1990-2010-е гг.
3.1. Новые взгляды на воспитание в условиях рыночной экономики,
идеологического плюрализма и гуманистической педагогики 1990–2010-х гг.
Распад СССР и вместе с ним советской системы воспитания, основанной на
определенных идеологических догматах и традиционно-императивной педагоги-
ке, повлек за собой поиск новых путей развития отечественного образования. Не
удивительно, что первым указом, который подписал Президент РСФСР Б.Н. Ель-
цин, стал Указ от 11 июля 1991 г. «О первоочередных мерах по развитию образо-
вания в РСФСР». Процесс происходивших в то время преобразований называют в
литературе реформой (первая половина 1990-х гг.) и модернизацией (вторая поло-
вина 1990-х гг.). Для их понимания следует познакомиться с трудами первого ми-
нистра образования постсоветской России Э.Д. Днепрова.80 Главной для того вре-
мени была идея развития образования, в соответствии с которой были провоз-
глашены три основных цели: создание необходимых условий для развития лично-
сти; запуск механизмов развития и саморазвития самой системы образования;
превращение образования в действенный фактор развития общества. Определяю-
щим условием реализации данной идеи стало пробуждение субъектности в каж-
дом субъекте образовательного процесса: в ребенке, в учителе, в управленце, в
школе, в родителях, в региональном и национальном сообществах – в обществе в
целом. Ключевыми словами, звучавшими в то время, стали: «демократизация»,
«гуманизация» (поворот школы к личности ребенка), «гуманитаризация» (пре-
одоление утилитарного технократизма) и др. (см. подробнее раздел «Принципы
воспитания»). За неимением возможности подробно рассмотреть проводимую
реформу, отметим только, что наряду с позитивными результатами (обновление
содержания, разработка образовательных стандартов, замена программ и учебни-
ков, введение новых социально-гуманитарных предметов – права, экономики,
отказ от единообразия, доминанта общечеловеческих, а не классовых ценностей и
др.) у проводимых в постсоветское время реформ были и негативные последствия
(сокращение финансирования, утрата контроля за образовательными учрежде-
ниями, растерянность педагогов в условиях многообразия программ и учебников
и т.д.). Для понимания новизны подходов к воспитанию в постсоветский период
сравним приоритеты, цели, задачи, принципы, методы, средства воспитания в
системе советского и постсоветского образования. Это позволит педагогам рас-
ставить необходимые акценты в содержании и организации воспитательной сис-
темы, воспитательного процесса и воспитательной работы в общеобразователь-
ном учреждении.
80 См. подробнее: Днепров Э. Современная школьная реформа в России / Предисл.
А. В. Петровского. – М.: Наука, 1998. – 463 с. Он же. Новейшая политическая история рос-
сийского образования: опыт и уроки. – М.: Мариос, 2011. – 456 с.
60