Page 63 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 63
Советская школа Постсоветская школа
подростков и молодежи идеалами яв-
труда, пионеры-герои, комсомольцы- ляются успешные бизнесмены, удачно
герои, готовые трудиться на благо Ро- в материальном плане вышедшие за-
дины и отдать за нее жизнь) муж женщины, «уважаемые» предста-
вители преступного мира и др.
Доминирование авторитарных методов Доминирование гуманистических ме-
воспитания тодов воспитания
Мониторинг в виде наблюдения, от-
Систематический контроль за дейст- слеживания результатов, планирование
виями обучающихся со стороны педа- коррекционных действий и др.
гога, администрации школы, детской
комнаты милиции и др. Свобода мнения, политический плюра-
лизм (телевидение, радио, Интернет,
Идеологический монизм в СМИ, кон- социальные сети)
тролируемых государством Актуальность учебных предметов не
только с научных позиций, но и с пози-
Изучение большинства учебных пред- ции их воспитательного потенциала
метов с позиции их научного содержа-
ния (за исключением литературы, ис- Основной результат обучения: осмыс-
тории, обществоведения) ленный опыт деятельности
Школа учит человека полагаться на
Основной результат обучения: знания, свою самостоятельность
умения, навыки, ценности Профориентационная работа с ориен-
тацией на широкое личностное самооп-
Школа учит полагаться на свою память ределение
Правовое просвещение и правовая гра-
Систематическая профориентационная мотность
работа с ориентацией на сферы произ- Отстаивание детьми права на личную
водства в месте проживания жизнь, в том числе в социальных сетях
Общественная деятельность в рамках
Правовая безграмотность, патерналист- органов школьного соуправления и
ские настроения ученического самоуправления, разно-
образных общественных объединений
Активное вмешательство педагогов в Широкое поле проектной деятельности,
личную жизнь учащихся в том числе и в социальной сфере
Общественная деятельность преиму- Проблемы с дисциплиной, превратное
щественно через систему определен- представление детей и молодежи о пра-
ных общественных организаций вах человека как о вседозволенности
Рост и усложнение конфликтов в обра-
Приобщение к научной деятельности, зовательной среде в связи с социаль-
ным расслоением, увеличением детей с
регламентированной содержанием
учебных предметов
Строгая регламентация школьной жиз-
ни, подчинение детей определенным
правилам
Соблюдение детьми определенных
правил поведения, следование (фор-
мальное или неформальное) пионер-
62