Page 63 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 63

Советская школа                      Постсоветская школа
                                       подростков и молодежи идеалами яв-
труда, пионеры-герои, комсомольцы-     ляются успешные бизнесмены, удачно
герои, готовые трудиться на благо Ро-  в материальном плане вышедшие за-
дины и отдать за нее жизнь)            муж женщины, «уважаемые» предста-
                                       вители преступного мира и др.
Доминирование авторитарных методов     Доминирование гуманистических ме-
воспитания                             тодов воспитания
                                       Мониторинг в виде наблюдения, от-
Систематический контроль за дейст-     слеживания результатов, планирование
виями обучающихся со стороны педа-     коррекционных действий и др.
гога, администрации школы, детской
комнаты милиции и др.                  Свобода мнения, политический плюра-
                                       лизм (телевидение, радио, Интернет,
Идеологический монизм в СМИ, кон-      социальные сети)
тролируемых государством               Актуальность учебных предметов не
                                       только с научных позиций, но и с пози-
Изучение большинства учебных пред-     ции их воспитательного потенциала
метов с позиции их научного содержа-
ния (за исключением литературы, ис-    Основной результат обучения: осмыс-
тории, обществоведения)                ленный опыт деятельности
                                       Школа учит человека полагаться на
Основной результат обучения: знания,   свою самостоятельность
умения, навыки, ценности               Профориентационная работа с ориен-
                                       тацией на широкое личностное самооп-
Школа учит полагаться на свою память   ределение
                                       Правовое просвещение и правовая гра-
Систематическая профориентационная     мотность
работа с ориентацией на сферы произ-   Отстаивание детьми права на личную
водства в месте проживания             жизнь, в том числе в социальных сетях
                                       Общественная деятельность в рамках
Правовая безграмотность, патерналист-  органов школьного соуправления и
ские настроения                        ученического самоуправления, разно-
                                       образных общественных объединений
Активное вмешательство педагогов в     Широкое поле проектной деятельности,
личную жизнь учащихся                  в том числе и в социальной сфере

Общественная деятельность преиму-      Проблемы с дисциплиной, превратное
щественно через систему определен-     представление детей и молодежи о пра-
ных общественных организаций           вах человека как о вседозволенности
                                       Рост и усложнение конфликтов в обра-
Приобщение к научной деятельности,     зовательной среде в связи с социаль-
                                       ным расслоением, увеличением детей с
регламентированной  содержанием

учебных предметов

Строгая регламентация школьной жиз-

ни, подчинение детей определенным

правилам

Соблюдение детьми определенных

правил поведения, следование (фор-

мальное или неформальное) пионер-

                                       62
   58   59   60   61   62   63   64   65   66   67   68