Page 93 - 25 лет кадетскому образованию
P. 93

Спортивная карта, ее назначение, отличие от топографической карты.
Виды спортивных карт. Условные знаки спортивных карт: масштабные, вне-
масштабные, линейные и площадные. Условные знаки: населенные пункты,
гидрография, дорожная сеть и сооружения на ней, растительный покров,
местные предметы.

   Изображение рельефа на топографических и спортивных картах. От-
дельные типы рельефа: пойменный, мелкосопочник, овражно-балочный.
Тщательное изображение различных форм рельефа на спортивных картах.
Влияние рельефа на пути движения. Построение профиля маршрута.

   Практические занятия. Упражнения на запоминание условных знаков.
Изучение элементов рельефа по моделям и на местности. Определение по
горизонталям различных форм рельефа. Выбор путей движения с учетом
основных форм и элементов рельефа.

   2. Компас. Работа с компасом
   Компас, правила пользования им. Ориентирование карты и компаса.
Азимут, снятие азимута с карты. Движение по азимуту. Факторы, влияющие
на точность движения по азимуту. Приемы обхода препятствий. Движение
через промежуточные ориентиры. Взятие азимута на предмет.
   Практические занятия. Упражнения по определению азимута, снятие
его с карты. Тренировка на прохождение азимутальных отрезков, прохож-
дение через контрольные пункты по азимуту без использования карты.
Упражнения и соревнования на прохождение азимутальных дистанций в
ограниченном коридоре.
   3. Измерение расстояний
   Способы измерения расстояний на карте и на местности. Измерение
кривых линий на карте с помощью курвиметра, обычной нитки.
   Измерение среднего шага. Счет шагов при движении шагом, бегом на
местности различной проходимости. Глазомерный способ измерения рас-
стояния, необходимость постоянной тренировки глазомера. Определение
пройденного расстояния по времени движения.
   Определение расстояния до недоступного предмета, ширины реки, оврага.
   Практические занятия. Измерение длины шага, построение графика пе-
ревода числа шагов в метры. Упражнения по отработке автоматизма при
счете шагов, измерение различных отрезков на карте и на местности. Про-
хождение и пробегание отрезков различной длины. Упражнения по опреде-
лению расстояния до недоступного предмета, определению ширины реки,
оврага.
   4. Способы ориентирования
   Ориентирование в походе с помощью топографической карты, не даю-
щей полной информации о местности. Определение своего местонахожде-
ния при наличии сходной (параллельной) ситуации. Движение в походе при
использовании кроки и схем участков маршрута.
   Ориентирование при условии отсутствия видимости. Организация раз-
ведок в походе, опрос местных жителей, уточнение у них имеющихся карт
и схем.
   Движение по легенде (подробному описанию пути). Особенности ори-
ентирования в различных природных условиях: в горах, в тундре, на воде.
   Ориентирование при использовании спортивной карты, определение
точки своего стояния и выбор пути движения,

                                                                                              91
   88   89   90   91   92   93   94   95   96   97   98