Page 92 - 25 лет кадетскому образованию
P. 92
Практические занятия. Измерение своего среднего шага (пары шагов),
построение графиков перевода пар шагов в метры для разных условий
ходьбы. Упражнения на прохождение отрезков различной длины. Измере-
ние кривых линий на картах разного масштаба курвиметром или ниткой.
Оценка пройденных расстояний по затраченному времени. Тренировочные
упражнения на микроглазомер на картах разного масштаба.
6. Способы ориентирования
Ориентирование с помощью карты в походе. Виды ориентиров: линей-
ный, точечный, звуковой, ориентир-цель, ориентир-маяк. Необходимость
непрерывного чтения карты. Способы определения точек стояния на кар-
те (привязки). Сходные (параллельные) ситуации. Составление абрисов.
Оценка скорости движения. Движение по азимуту в походе, обход препят-
ствий, сохранение общего заданного направления, использование солнца
и тени. Привязка при потере видимости и при отсутствии информации на
карте. Виды и организация разведки в походе, опрос местных жителей.
Движение по легенде (с помощью подробного текстового описания пути).
Протокол движения.
Практические занятия. Упражнения по отбору основных контрольных
ориентиров на карте по заданному маршруту, отысканию на карте сходных
(параллельных) ситуаций, определению способов привязки. Занятия по
практическому прохождению мини-маршрута, движение по легенде.
Разработка маршрута туристского похода на спортивной карте, с под-
робным описанием ориентиров, составлением графика. Составление абри-
сов отдельных участков.
7. Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери
ориентировки
Суточное движение Солнца по небосводу, средняя градусная скорость
его движения. Определение азимута на Солнце в разное время дня. Опре-
деление азимута по Луне. Полярная звезда, ее нахождение. Приближенное
определение сторон горизонта по особенностям некоторых местных пред-
метов.
Анализ пройденного маршрута в случае потери ориентировки, возмож-
ность ухода на сходную (параллельную) ситуацию. Поиск отличительных
ориентиров. Принятие решения о выходе на крупные ориентиры, выходе к
ближайшему жилью. Использование звуковой пеленгации, источников све-
та в ночное время.
Практические занятия. Упражнения по определению азимута движения
по тени от Солнца, определение азимута в разное время дня. Упражнения
по определению сторон горизонта по местным предметам, по Солнцу, Луне,
Полярной звезде. Определение точки стояния на спортивной карте, ими-
тация ситуации потери ориентировки, построение алгоритма действий по
восстановлению местонахождения.
6-й класс
1. Топографическая и спортивная карта
Виды топографических карт и основные сведения о них: масштаб, рамка
и зарамочное оформление. Генерализация топографической карты. Какие
карты лучше использовать при проведении походов. Условные знаки топо-
графических карт.
90