Page 192 - Кадетское образование
P. 192
творческой деятельности), психологи находят соответствие между устремле-
ниями кадет и их будущей профессиональной реализацией. Для понимания
ценностных ориентаций личности значимым является не только знание о
содержании тех или иных ценностей и эмоциональное отношение к ним, но
и поведенческий аспект, который обеспечивает актуализацию ценностей и
регулирует на этой основе социальную активность.
И. И. Зверева говорит, в частности, о взаимосвязи репрезентации ценно-
сти в сознании человека (когнитивный механизм), формировании устойчи-
вого предпочтения по отношению к ценности (эмоциональный механизм)
и формировании готовности к действию на основе данной ценности (пове-
денческий механизм).63
...такие ценностные ориентации, как желание иметь хороших и
верных друзей, заинтересованность в служении Родине, чистая
совесть имеют высокую положительную корреляцию с факто-
ром направленности на продолжение военной карьеры. То есть,
чем выше у кадета ориентация на данную ценность, тем выше
его стремление продолжить военную карьеру. И, наоборот, та-
кие ценности, как свобода, материальная обеспеченность и об-
щественное положение, показывают высокую отрицательную
корреляцию с направленностью на продолжение военной карьеры.
То есть, чем выше ориентация на данные ценности у кадет, тем
ниже их стремление стать будущим офицерам. Л. П. Марьина64
Для профессиональной ориентации важно понимание соответствия
собственных устремлений и ценностей кадета целям и задачам будущей
профессии. На первых этапах функционирования кадетского образования
в постсоветское время педагоги кадетских школ и классов создавали т.н.
профессиограмму выпускника, в которой описывали перечень норм и тре-
бований, предъявляемых будущей профессией к работнику. В настоящее
время профессиограммы не являются необходимым нормативным доку-
ментом для образовательной организации, это скорее исторический факт,
который для современных педагогов может стать своеобразной точкой от-
счета в профориентационной деятельности. Для примера приведем про-
фессиограмму выпускника, разработанную еще на рубеже веков в Лицее
милиции ГУВД Свердловской области.
63 Зверева И. И. Репрезентация ценностей кадетского образования в сознании школьников,
обучающихся в кадетском классе // Вестник Калужского университета. – 2017. 31. – C. 41.
64 Марьина Л. П. Кадетский корпус как институт социализации личности в системе военного
образования: автореф. дисс. ... канд. социол. наук. – СПб., 2005. – С. 19–20.
191