Page 21 - История, культура и быт Оренбургского казачьего войска
P. 21
«Glück auf», или Цивилизация горняков
достигали пальцев, была сделана с редким искусством из толстой
шелковой материи с многими изящными украшениями. Она (по
краям) была искусно усажена драгоценными жемчугами, и посреди
украшений блистали превосходные драгоценные каменья и яркие
карбункулы. Сверх этой одежды на царице была мантия, другая, с
долгими рукавами, весьма тонкой материи, хотя с виду очень про-
стая и безыскусственная, но на самом деле чрезвычайно дорогая
и замечательная по множеству сапфиров, алмазов и драгоценных
камней всякого рода, которыми она была покрыта (по краям)».10
Альберт Великий в своих трактатах подробно описывает ма-
гические свойства камней, которые он сам проверил на опыте.
Ему приписывали многие чудеса, обвиняли в чернокнижии и
считали, что он повлиял на личность самого доктора Фауста.
Другим значительным средневековым трактатом, в кото-
ром говорится в том числе о свойствах минералов, была работа
«Liber Rerum Natura» («О природе вещей») Томаса де Кантим-
пре (1201–1270), ученика Альберта Великого, католического
священника, богослова, писателя и проповедника.
Знания о минералах, чудесных свойствах камней, рецептах
их применения для лечения болезней сохранялись в Средние
века в особых сборниках – Лапидариях (от латинского «lapis» –
«камень», «lapidarius» – «каменотёс»). Лапидарии были очень
популярны в народе благодаря наличию в них практических
советов по магическому и терапевтическому применению дра-
гоценных камней.
Большинство средневековых лапидариев основывалось
на «Книге камней» («De lapidibus»), написанной между 1067 и
1081 гг. епископом города Ренна в Бретани Марбодом (1035–
1123). Этот труд, переводившийся впоследствии на многие язы-
ки, распространялся по всей Европе. Во многом он продолжал
традиции таких античных авторов, как Иосиф Флавий, Пли-
ний, а также использовал материалы средневекового писате-
ля-энциклопедиста Исидора Севильского.
Ибо постигнуть камней сокровенные, тайные свойства,
Скрытая коих причина приносит эффект очевидный,
Здесь мы хотим, чтобы явно предстало отменное с редким,
Ибо отсюда врачей хитроумное надо старанье
С помощью этих камней, научившись, отринуть недуги.
Да и для дел всевозможных отсюда не менее пользы,
Как утверждают мужи, в совершенстве постигшие это.
И никому не должно ненадежным и ложным казаться,
10 Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях / отв.
ред. О. А. Платонов. – М. : Институт русской цивилизации, 2014. – С. 443–444.
20