Page 17 - История, культура и быт Оренбургского казачьего войска
P. 17

«Glück auf», или Цивилизация горняков

Ансельм де Боот, придворный   Ты наделишь их в соответствии с их природой. Да отразят они
врач императора Рудольфа II.  данный им Тобой опыт излученного, чтобы любой мог носить
                              их, чувствуя присутствие Твоей силы, и мог быть достойным
    С гравюры А. Саделера.    получения дара Твоей благосклонности и Твоей защиты. Через
               XVII в.        Иисуса Христа, сына Твоего, в котором Твое благословение и
                              концентрация, который живет с Тобой и правит как Бог веч-
 Ансельм де Боот              ности. Аминь. Возблагодарим Господа».7
 (1550–1632) – фламанд-
 ский гуманист, минеро-          В 1609 г. Ансельм де Боот, придворный врач Рудольфа II Не-
 лог, физик и натуралист.     мецкого, в работе «Ювелирно-камнерезное искусство в исто-
 Его самая знаменитая         рии камней» писал о добрых и злых ангелах, которые особой
 работа – «Gemmarum           милостью Божьей и ради спасения людей наделены способ-
 et Lapidum Historia»,        ностью проникать в драгоценные камни, охранять людей от
 «История драгоценных и       опасностей или оказывать им особые благодеяния. Превознося
 других камней», которая      целебную силу камней, Де Боот настаивает на том, что драго-
 увидела свет в голланд-      ценные камни, приложенные к телу, оказывают на него дей-
 ском городе Лейдене          ствие, «настолько доказанное многочисленными опытами, что
 в 1636–1647 гг.              любого, кто в этом сомневается, следует назвать слишком
                              дерзким человеком».

                                  Теофраст Парацельс, блестящий мыслитель и ученый, об-
                              ладал драгоценным камнем-талисманом, в котором, как он
                              утверждал, живет могущественный дух по имени Азот.

                                 В средневековой французской поэме «Роман о розе», напи-
                              санной в XII в., так описывается костюм одного из персона-
                              жей – Риша:

                                         У Риша пояс был,
                                         На пряжке которого был камень –
                                         свидетельство добродетели и символ могущества.
                                         Этот камень служил любви
                                         И, пока он держал его в руках,
                                         Стоил всего золота Рима и Фризы.
                                         Застежка, сделанная достойным образом,
                                         Была из драгоценного камня.
                                         Она была так забавна и могущественна,
                                         Что могла уберечь человека
                                         От болезни и зубной боли.
                                 Святой Хильдегарде принадлежит следующее наставление:
                              «Если кто-то заколдован призраками или магическими заклина-
                              ниями так, что потерял разум, он должен взять горячий ломоть
                              чистого пшеничного хлеба и надрезать верхнюю корку в виде кре-
                              ста, не прорезая, однако, ее насквозь, – и затем провести камнем
                              (гиацинтом) вдоль надреза, повторяя слова: «Господи, ты отбра-

                              7 Кунц Дж. Ф. Драгоценные камни в мифах и легендах = The Curious Lore of
                              Precious Stones / Джордж Фредерик Кунц ; [пер. с англ. Л. А. Игоревского]. – М. :
                              Центрполиграф, 2008. URL: http://www.e-reading.club/book.php?book=1003421

                              16
   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22