Page 19 - История, культура и быт Оренбургского казачьего войска
P. 19

«Glück auf», или Цивилизация горняков

     Святая Хильдегарда,    скающий свет, – это был образ христианина, озаренного све-
основательница Бингемского  том Христа».8

     женского монастыря        Некоторые авторы полагали, что для облегчения или пред-
  Бенедиктинского ордена.   упреждения недуга различные драгоценные камни следует
   С гравюры У. Маршалла.   носить на больной части тела. Один средневековый источник
                            советовал на шее носить гиацинт, алмаз на левой руке, сапфир
              XVII в.       на безымянном пальце, рубин или бирюзу или на указательном
Святая Хильдегарда          пальце, или на мизинце.
(1098–1179) – основатель-
ница Бингемского женско-       Лечение топазом плохого зрения рекомендовалось святой
го монастыря Бенедик-       Хильдегардой. Камень следовало опустить в вино и держать
тинского ордена. Потомок    там три дня и три ночи. Перед сном нужно было потереть гла-
старинного рыцарского       за смоченным топазом, чтобы влага слегка касалась глазного
рода. Хильдегарда была      яблока. После того как камень вынут из вина, вино получало
теологом, философом, по-    целебные свойства, которые действовали в течение пяти дней.
этессой, врачом, знатоком
камней, а также музы-          Другим камнем, способным исцелять глазные болезни, счи-
кантом и композитором.      тался опал. В Средние века опал активно добывали у Черновиц,
Ее считают создателем       входивших тогда в состав Австро-Венгрии. Говорят, после от-
первой в мире оперы         крытия их месторождения, в XV в. на них трудилось более трех
«Игра сил».                 тысяч человек. В это время и даже позже не возникало сомне-
                            ний в славе опала не только как камня редкой красоты, но так-
                            же как первоклассного талисмана.

                               Детям, больным туберкулезом, давали изумруд, истолчен-
                            ный в порошок. Толченый изумруд принимали внутрь при уку-
                            се змей. Изумрудным порошком лечили проказу, печеночные и
                            желудочные болезни. Альберт Великий (1193–1280), ученый и
                            алхимик, писал, что способность камня останавливать кровь,
                            лечить сумасшествие и придавать мудрость, доказана экспери-
                            ментально. Люди, носившие с собой белый или красный коралл,
                            усмиряли бури и безопасно пересекали широкие реки. Счита-
                            лось, если кусочек коралла привязать к колыбельке ребенка, к
                            ней не подойдут злые духи, и малыш будет спать спокойно.

                               В «Трактате о минералах» тот же автор сообщал: «Изумруд,
                            помещенный в изголовие постели, излечивает от ипохондрии,
                            предотвращает кошмары, успокаивает биение сердца, содей-
                            ствует успеху предприятия и рассеивает тоску. Изумруд не
                            терпит нравственной нечистоты и лопается при удовлет-
                            ворении преступных желаний. Толченый изумруд, принятый
                            в питье, обезвреживает яд, колдовство и спасает ужаленных
                            ядовитыми гадами, и, положенный под язык, сообщает дар
                            предсказания».

                            8 Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада : пер. с фр. / общ. ред.
                            Ю. Л. Бессмертного; Послесл. А. Я. Гуревича. – М. : Издательская группа Про-
                            гресс, Прогресс-Академия, 1992. – С. 308.

                            18
   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24