Page 23 - История, культура и быт Оренбургского казачьего войска
P. 23

«Glück auf», или Цивилизация горняков

                  Ты дивной силой укроти
                  Порывы страсти безнадежной
                  И от груди моей мятежной
                  Свинец безумства отврати.

                         Из стихотворения Д. Веневитинова «К перстню»

   Известны исторические свидетельства о страстной любви к
самоцветам царя Ивана Грозного и о его вере в их магическую
силу. Иностранных путешественников, которым удавалось
увидеть царское убранство, поражало не только количество и
разнообразие сверкавших ювелирных украшений, но и увле-
ченность монарха «наукой о камнях».

   Упоминание об отношении Ивана Грозного к драгоценным
камням оставил английский посол сэр Джером Хорси (Гор-
сея). В своих «Путешествиях» он приводит рассказ о встрече
с Иваном Грозным незадолго до смерти последнего в 1584 г.
Хорси пишет: «Каждый день царя выносили в его сокровищницу.
Однажды царевич сделал мне знак следовать туда же. Я стоял
среди других придворных и слышал, как он рассказывал о неко-
торых драгоценных камнях, описывая стоявшим вокруг него
царевичу и боярам достоинства таких то и таких то камней.
И я прошу позволения сделать небольшое отступление, изло-
жив это для моей собственной памяти.

   „Магнит, как вы все знаете, имеет великое свойство, без
которого нельзя плавать по морям, окружающим землю (the
world), и без которого невозможно узнать ни стороны, ни преде-
лы света (of the earth). Гроб персидского пророка Магомета ви-
сит над землей в их рапате (Rapatta) в Дербенте“»12.

   Свойства драгоценных камней усиливались, если на них
гравировались различные символы. Например, если на мала-
хите вырезалось изображение солнца, то камень становился
мощным талисманом и защищал владельца от колдовства, злых
духов и нападок недоброжелателей. В рукописи XIII в. «Да-
мигерон, или Книга о камнях» говорится, в частности, о том,
что для использования изумруда в качестве талисмана на нем
обязательно следует гравировать изображение скарабея, а на
яшме  – фигурку полностью вооруженного Марса или девы в
струящемся одеянии с лавровой ветвью. Камень должен быть
«освящен вечным освящением». Гравер короля Альфонсо Х ре-
комендовал носить карнеол – одну из разновидностей халцедо-

12 Горсей Дж. Записки о России. XVI – начало XVII в. – М. : Издательство Мо-
сковского университета, 1990. – С. 85.

22
   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28