Page 16 - История, культура и быт Оренбургского казачьего войска
P. 16

Глава 1. Магия камня и металла

невесты будет монисто, состоящее из драгоценных камней  –
«символ многих добродетелей, унизанных заповедями, как дра-
гоценными камнями». А, по словам святой Хильдегарды (1098–
1179), настоятельницы монастыря в Бингеме, величайшее
достоинство алмаза состоит в том, что он помогает человеку
противостоять самому дьяволу и его козням.

   В Средние века верили, что если камень попадал в руки или
даже на глаза нечистым или грешникам, то он лишался некото-
рых своих свойств. Были и такие, кто считал, что драгоценные
камни вместе со всем созданным земным миром были испорче-
ны грехом Адама. Но это не могло подорвать веру средневеко-
вых людей в магическую силу камней и не останавливало в их
стремлении овладеть их могуществом.

   Известно, что в 1232 г. Хуберту (Хьюберт) де Бургу (1160–
1243) – юстициарию Англии, замещавшему короля в его отсут-
ствие, одному из самых влиятельных баронов, было предъяв-
лено обвинение в передаче драгоценного камня, обладавшего
силой делать его владельца непобедимым в сражении, из ан-
глийской казны Левелину, королю Уэльса, врагу Генриха III Ан-
глийского (1207–1272).

   Французский путешественник Тавернье сообщал, что в
монастыре-церкви Святого Стефана в Персидской Армении,
хранится крест, по-видимому, сделанный из чаши, в которой
Христос мыл ноги апостолам. В этот крест был вставлен белый
камень, и священники утверждали, что, когда крест приклады-
вали к телу тяжелобольного, камень чернел, если человек дол-
жен был умереть, но вновь обретал свой цвет после его смерти.

   В некоторых трактатах сохранилось описание церковных
ритуалов для очищения камней. Камни заворачивали в чистую
льняную ткань и помещали на алтарь. Над ними произносились
три молитвы, и священник, служивший последнюю молитву,
одетый в святые одежды, давал следующее благословение:

   «С нами Господь и Дух его. Помолимся. Всемогущий Бог и
Отец, доказавший свою силу Илия бесчувственным созданиям;
приказавший Моисею, слуге его, украсить среди всех его святых
одеяний нагрудник судный с 12 драгоценными камнями; пока-
завший Иоанну Евангелисту знаменитый город Иерусалим, по-
строенный на таких же камнях; обладающий властью поднять
с камней сыновей Авраама. Мы смиренно просим Твое Величе-
ство, чтобы Ты благословил и освятил эти камни своим повеле-
нием и воплощением имени Твоего, как избрал Ты один из камней
быть жилищем величия Твоего сердца; чтобы были они благо-
словенны и святы и получили от Тебя те свойства, которыми

                                                                        15
   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21