Page 12 - История, культура и быт Оренбургского казачьего войска
P. 12

Предисловие  «Дорогое имячко» – сказ
                                                                                               П. П. Бажова, в котором
   Уральские старые горные сказки стали широко известны,                                       рассказывается о кладах
благодаря П. П. Бажову. Он рассказывал, что основой для его                                    Азов-горы и заветном
сказов стали истории, которые он услышал от родного деда                                       слове, «дорогом имячке»,
В. А. Хмелинина, к которому писатель приезжал на каникулы в                                    помогавшем их отыскать.
Полевской завод. Известно, что Бажова к созданию сказов, ос-
нованных на фольклоре горнозаводского Урала, побудил один
случай. Он был связан с тем, что многие ученые под фолькло-
ром понимали исключительно крестьянское устное народное
творчество, даже не подозревая о том, что не менее богатый
фольклор может быть и у рабочих.

   Когда в 1930-х гг. Свердловским областным книжным изда-
тельством стал готовиться сборник «Дореволюционный фоль-
клор на Урале», под редакцией известного уральского краеведа
В. П. Бирюкова, где были песни, сказки и загадки. Когда редак-
тор сборника задала его составителю вопрос, где же здесь фоль-
клор горнозаводского населения Урала, «рабочий фольклор»,
Бирюков ответил, что такого материала ему обнаружить не
удалось. П. П. Бажов потом вспоминал, как его это задело: «Как
так – рабочего фольклора нет? Я сам сколько угодно этого рабо-
чего фольклора слыхал, слыхал целые сказы. И я в виде образца
принес им “Дорогое имечко“». Это был первый бажовский сказ,
за которым последовали остальные. Позже они вошли в самый
знаменитый сборник – «Малахитовая шкатулка».

   В 1940-х гг. экспедициями Уральского государственного уни-
верситета был собрано и записано множество «старых горных
сказок». Оказалось, что предания тесно связаны с горняцкой
жизнью, верованиями и традициями. Можно сказать: это была
устная история горнозаводского Урала.

   Алтайские предания собрал и опубликовал писатель
А.  А.  Мисюрев. Известно, что он записывал и изучал фоль-
клор горняков демидовских заводов, располагавшихся на Ал-
тае, а также «кабинетских» рудников и заводов, принадлежав-
ших Собственно Его Императорского величества канцелярии.
Мисюрев изучал и фольклор ямщиков, работавших на Москов-
ском и Сибирском тракте, находившихся в тех местах. Мисю-
ревым были собраны не только предания горняков Алтая, но
и «приисковые» песни, бытовавшие в их среде и ранее не изу­
ченные. Профессор М. К. Азадовский так писал о сборнике
«Легенды и были», опубликованном Мисюревым: «...с такой
широтой горнозаводский фольклор не был представлен еще ни
в одном сборнике»4. Горняцкие предания и «шахтерские сказы»

4 Мисюрев А. А. Легенды и были: сказания алтайских мастеровых. – Новоси-
бирск, 1933. – С. 6.

                                                                        11
   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17