Page 38 - Великая Отечественная война: воспитательный потенциал
P. 38
каким женским именем назвали реактивное оружие? – «Екатери-
на», «Виктория»;
кто такой Гитлер? – «Гитлер капут»;
когда началась Великая Отечественна война? – 1945 год;
кто такой Николай Гастелло – испанский герой.
Незнание ответов на совершенно нетрудные вопросы по истории
одного из ключевых событий отечественной истории (тем более, что опро-
сы проводились в канун памятных дней России) практически не сопро-
вождается у респондентов чувством смущения, они посмеиваются над со-
бой и ни один из них не говорит о том, что «надо бы что-то почитать».
В сентябре 2017 г. ВЦИОМ и Музей современной истории России
провели опрос, позволяющий оценить знания россиян по истории в целом,
и результат был неутешительным: 47% россиян посчитали свои знания по
истории России недостаточными, 42%, напротив, оценили их весьма вы-
соко, однако при ответе на конкретные вопросы показали крайне низкие
знания.
Данные исследования прокомментировал руководитель практики
политического анализа и консультирования ВЦИОМ Михаил Мамонов:
«Проведенный опрос продемонстрировал крайне тревожную тенденцию:
мы теряем молодежь, знание которой об истории своей страны все
больше носит фрагментарный характер. Попытка разукрасить исто-
рию, сделать ее более наглядной, отказ от традиционных методов обуче-
ния истории приводит к тому, что молодежь знает и помнит лишь то,
что видела в фильмах и телепередачах. В этих условиях говорить о пони-
мании глубинных исторических процессов не приходится. Молодежь ви-
дит яркую картинку, не понимая, что за ней кроется. Возможны самые
неблагоприятные последствия этой ситуации. Незнание истории приво-
дит к отсутствию политических ориентиров, в конечном счете – к воль-
ному обращению с историческими фактами, историей своей страны»28.
Депутаты разных уровней, политологи, историки, ветераны войны,
представители общественных организаций, родители чаще всего винят в
этом школу и, в частности, учителей истории. По телевидению и радио
звучат предложения ввести в школах, ссузах и вузах отдельные самостоя-
тельные курсы по истории Великой Отечественной войны, что автору
данного пособия как педагогу-практику представляется нереальным.
Проблема незнания данного периода отечественной истории гораздо
шире, ведь о войне мало знают не только дети, но и сами взрослые: роди-
28 История страны: ставим «отлично», в уме держим «неуд» [URL]. Режим доступа:
https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116396 (дата обращения: 10.05.2020).
36