Page 22 - Великая Отечественная война: воспитательный потенциал
P. 22
тетически, мировоззренчески или технологически значимой информации
(или её актуализации) путём увековечения определённых лиц и событий17.
Как источник исторической памяти коммеморация возникает вслед-
ствие желания существующего сообщества (нации, народа, этнической
или социальной группы) подтвердить чувство своего единства на основе
разделяемого отношения к репрезентации прошлых событий. Она апелли-
рует к эмоциям, чувствам, опирается на прошлое как символический ре-
сурс, может иметь разную смысловую модальность (праздник или акт
скорби, коллективная победа или коллективная травма), отбирает то, что
подлежит «вспоминанию» или «забвению», связана с разными формами
памяти: «твердыми» (памятники) и «мягкими» (тексты).
Каким образом сохраняется память о значимых с позиции истории
событиях и людях, связанных с ними? Ответ прост: в течение длительного
времени в истории России выработались практики коммеморации, приме-
ры которых приведены в таблице 1.
Таблица 1
Военная история России в коммеморативных практиках
Коммеморативные Примеры
практики
Пискарёвское мемориальное кладбище (Ленинград –
Посещение кладбищ Санкт-Петербург)
Федеральное военное мемориальное кладбище
Проведение панихиды
заупокойная служба «О всех погибших в Цусимском сра-
Строительство храмов жении, в водах утопших, от ран и болезней скончавшихся»
(остров Цусима, настоятель русского подворья протоиерей
Сооружение Николай Кацюбан, 3 июня 2005 г.)
памятников,
мемориалов храм Покрова на Нерли XII в.) построен в честь победы
над волжскими булгарами
Сампсониевская церковь (1709) построена в Санкт-
Петербурге в честь победы под Полтавой
храм Христа Спасителя (1883) в Москве построен в честь
победы в Отечественной войне 1812 г.
Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе в честь в
честь победы в Великой Отечественной войне (1995)
памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в
Москве (1818) в честь изгнания поляков в 1612 г.
Триумфальная арка в честь победы русского народа в
Отечественной войне 1812 г. (1834)
17 Чуркина М. И. Коммеморативные практики в российском образовании как метод исто-
рико-педагогических исследований // Отечественная и зарубежная педагогика. – 20016. –
№ 6. – С. 8, 37–44.
20