Page 22 - Великая Отечественная война: воспитательный потенциал
P. 22

тетически, мировоззренчески или технологически значимой информации
(или её актуализации) путём увековечения определённых лиц и событий17.

       Как источник исторической памяти коммеморация возникает вслед-
ствие желания существующего сообщества (нации, народа, этнической
или социальной группы) подтвердить чувство своего единства на основе
разделяемого отношения к репрезентации прошлых событий. Она апелли-
рует к эмоциям, чувствам, опирается на прошлое как символический ре-
сурс, может иметь разную смысловую модальность (праздник или акт
скорби, коллективная победа или коллективная травма), отбирает то, что
подлежит «вспоминанию» или «забвению», связана с разными формами
памяти: «твердыми» (памятники) и «мягкими» (тексты).

       Каким образом сохраняется память о значимых с позиции истории
событиях и людях, связанных с ними? Ответ прост: в течение длительного
времени в истории России выработались практики коммеморации, приме-
ры которых приведены в таблице 1.

                                                                                    Таблица 1
            Военная история России в коммеморативных практиках

     Коммеморативные                                         Примеры
            практики
                       Пискарёвское мемориальное кладбище (Ленинград –
Посещение кладбищ     Санкт-Петербург)
                       Федеральное военное мемориальное кладбище
Проведение панихиды
                       заупокойная служба «О всех погибших в Цусимском сра-
Строительство храмов  жении, в водах утопших, от ран и болезней скончавшихся»
                      (остров Цусима, настоятель русского подворья протоиерей
Сооружение            Николай Кацюбан, 3 июня 2005 г.)
памятников,
мемориалов             храм Покрова на Нерли XII в.) построен в честь победы
                      над волжскими булгарами
                       Сампсониевская церковь (1709) построена в Санкт-
                      Петербурге в честь победы под Полтавой
                       храм Христа Спасителя (1883) в Москве построен в честь
                      победы в Отечественной войне 1812 г.
                       Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе в честь в
                      честь победы в Великой Отечественной войне (1995)

                       памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в
                      Москве (1818) в честь изгнания поляков в 1612 г.
                       Триумфальная арка в честь победы русского народа в
                      Отечественной войне 1812 г. (1834)

17 Чуркина М. И. Коммеморативные практики в российском образовании как метод исто-
рико-педагогических исследований // Отечественная и зарубежная педагогика. – 20016. –
№ 6. – С. 8, 37–44.

                                               20
   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27