Page 21 - Великая Отечественная война: воспитательный потенциал
P. 21

в настоящее время не использовать этот наглядный пример для укрепле-
ния единства российского общества и самого государства? Вопрос рито-
рический. Акции «Бессмертный полк», «Свеча памяти», «Георгиевская
ленточка», родившиеся «снизу», осознанно поддерживаются «сверху», и
автор данного пособия не относится к этому как к политике манипулиро-
вания общественным сознанием, наоборот, считает такую поддержку
вполне естественной и необходимой.

       1.2. «По солдатам, в битве павшим, – колокольный звон».
        Коммеморативные практики как инструмент сохранения

                                 исторической памяти

                                                            Всем солдатам воевавшим –
                                                                    Низкий наш поклон…

                                                        По солдатам, в битве павшим, –
                                                                      Колокольный звон…

                                                                                        Юлия Друнина

       Историческая память поколений формируется на основании целого
ряда источников, к которым относятся устная традиция, нарративные ис-
точники (учебники истории, художественная литература, мемуары, исто-
риография и др.), коммеморативные практики (праздники, посвященные
историческим событиям, юбилеи, дни памяти и т. п.), произведения живо-
писи и монументального искусства, аудиовизуальные источники разных
типов (фото- и киноисточники, телевидение, радио), Интернет, социаль-
ные сети и др. Особое место в этом ряду занимают коммеморативные
практики, которые по сути аккумулируют в себе все названные источники
исторической памяти: невозможно провести праздник или отметить юби-
лейную дату без юбиляра (носителя устной традиции), стихов, песен, фо-
тографий, видеофильмов, сохраняющих память о событиях, людях и пе-
режитых ими чувствах.

       Коммеморация (от лат. memorialis – памятный) – сохранение в об-
щественном сознании памяти о значимых событиях прошлого; совокуп-
ность публичных актов их «вспоминания» и (пере)осмысления в совре-
менном контексте. Посредством коммеморации человек вводит прошлое в
культуру настоящего и как бы протягивает связующую нить между двумя
историческими периодами. По определению А. С. Святославского, ком-
меморация – это сознательный социальный акт передачи нравственно, эс-

                                               19
   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26