Page 30 - Мы живем на Урале
P. 30

Мунира Басеева, руководитель                      деревни внешне мало чем отличались от русских. Уже
 этнографического ансамбля                        в XIX в. зажиточные татары и башкиры строили свои
«Ак калфак», в традиционном                       дома по севернорусскому типу. Традиционно дома деко-
     костюме, с. Урмикеево,                       рировались резьбой.
   Нижнесергинский район,
     Свердловская область                            При этом сохранялась традиционная обстановка жи-
                                                  лища: у большинства семей интерьер жилища представ-
                                                  лен длинными нарами, являвшимися универсальной
                                                  мебелью – на них отдыхали, ели, работали.

                                                     В центре поселения были сосредоточены усадьбы за-
                                                  житочных крестьян, духовенства, торговцев, здесь же
                                                  располагались мечеть, лавки, магазины, общественные
                                                  хлебные амбары. В моноэтничных селениях могло быть
                                                  несколько мечетей, а в полиэтничных помимо них соо-
                                                  ружались и церкви. На окраине селения располагались
                                                  бани наземного или полуземляночного типа, мельницы.

                                                     Многие усовершенствования в жилище татар и баш-
                                                  кир появляются после взаимодействия с русским населе-
                                                  нием. Как отмечают этнографы, «общность проявилась
                                                  в тех элементах жилища, эволюция которых в большей
                                                  степени определялась природной средой и единой хо-
                                                  зяйственной принадлежностью»5.

                                                     В одежде тюркоязычных народов Урала наблюдаются
                                                  как черты, характерные для казанско-татарского, так и
                                                  для костюма уфимских башкир.

                                                     Верхняя мужская и женская одежда состояла из ши-
                              рокой рубахи, штанов-шаровар и безрукавки-камзола. Распространен-
                              ным головным убором у мужчин была тюбетейка (или тюбетай), вос-
                              ходящая, вероятно к подшлемнику воина. Его украшали золотым или
                              серебряным шитьем. Женщины носили шали, платки.

                                 Существовало такое мнение, что татарскую женщину можно было
                              раньше услышать, чем увидеть, из-за обилия металлических украше-
                              ний (головных, нагрудных, наручных). Особенно оригинальными были
                              изу – нагрудники из ткани с нашитыми бусами, бляхами, серебряными
                              монетами. Уральские татары и башкиры покупали украшения, приве-
                              зенные из Казани и Уфы, или изготавливали сами. Местные мастера
                              владели техникой чеканки, гравировки, чернения.

                              5 Чагин Г. Н. Этнокультурная история Среднего Урала в конце XVII – первой половине XIX в. –
                              Пермь, 1995. – С. 339.

                              28
   25   26   27   28   29   30   31   32   33   34   35