Page 29 - Мы живем на Урале
P. 29
Татароязычное населе- Мечеть. Село Уфа-Шигири,
ние, проживающее на тер- Свердловская область
ритории Среднего Урала,
образует пермскую этногра- Традиционный музыкальный
фическую группу в составе инструмент кубыз. Свердловская
волго-уральских татар. Ис-
следователи считают, что область
«в целом группа пермских
татар сформировалась до-
вольно рано – не позже сере-
дины XVII в., поэтому мог-
ла бы считаться первичной
(генетической), но в XVII–
XVIII вв. сюда переселились
татары из Среднего Повол-
жья, что придало группе в
некоторой степени «вторич-
ный» характер»4.
Традиционные занятия –
пашенное земледелие и ско-
товодство. Наряду с сель-
ским хозяйством издавна важное значение имели различные промыслы
и ремесла. Исконными видами деятельности для татар были также тор-
говля и торговое посредничество.
Татары исповедуют ислам суннитского толка. Домусульманские ве-
рования и обряды у них сохранились слабо. Исследователи указывают
на отголоски древних мифологических представлений в образах народ-
ной демонологии: духов леса, воды и др. Наиболее известным являет-
ся дух леса – шуралé. Подобный персонаж встречается и в башкирской
мифологии. Шурале сбивает людей с пути, заманивает в чащу, может
защекотать до смерти. Он боится воды: считалось, чтобы спастись от
него, нужно перескочить через ручей.
На Урале татары сохранили свои традиции и особенности культуры,
но находились в тесном взаимодействии с башкирами.
Подобно русским, тюркоязычные народы расселялись по рекам.
Вплоть до XIX в. у них сохранялась кучевая форма расселения и беспо-
рядочная планировка (современники отмечали: «избы кое-как наброса-
ны»). Введение регулярной планировки привело к тому, что татарские
4 Татары. Отв. редактор Р. К. Уразманова, С. В. Чешко. – Казань. – С. 17–18.
27