Page 26 - Мы живем на Урале
P. 26
Карамыслом, Пайдем, братцы,
Карамыслом размахнула, Пайдем, братцы, ритовати,
Размахнула. Ритовати.
Сама деўка, А то деўку,
Сама деўка патанула, А то деўку не видати,
Патанула. Не видати.
Пасхальное украшение. (купальская песня самоходов Таборинского района Свердловской области)
Павук из соломы Хорошо сохранились многие жанры музыкального фольклора из
Белорусские девушки народного календаря самоходов: колядки, масленичные, весенние,
юрьевские, волочёбные, купальские, жнивные обрядовые песни, а так-
же жанры семейно-бытовых обрядов: лирические и свадебные песни,
причитания, духовные стихи и др.
Исследователи отмечают традиции окрашивания пасхальных яиц
(их называли – пúсанки), которое наряду с изготовлением соломенных
украшений дома – павуков – входило в состав подготовки к одному из
главных христианских праздников – Пасхи. Наряду с обычным окра-
шиванием луковой шелухой, а позже и покупными красителями, само-
ходы использовали бумажные трафареты с вырезанными молитвами,
которые перед варкой прикреплялись на яйцо или украшали ими уже
окрашенные яйца, процарапывая рисунки (цветы и орнаменты); также
для создания рисунка использовали воск, который наносился
на яйцо в виде рисунка или капель и удалялся после окраши-
вания, оставляя отчетливый орнамент.
В бытовой культуре больше всего сохраняется специфика
питания белорусов-самоходов – мучные и картофельные блю-
да (блины, драники, молочные беленые супы, затирка), пред-
почтение свинины при приготовлении мясных блюд.
В настоящее время старшее поколение самоходов осознает
свою этническую принадлежность, сохраняя в памяти исто-
рии и предания о своих самобытных южнорусских традициях,
но следующие поколения самоходов обладают уже русским са-
мосознанием.
24