Page 25 - Мы живем на Урале
P. 25

Урал и в Сибирь отчетливо обозначился в преддверии                    Белорусы-самоходы
XX в. и усилился в период столыпинских реформ, раз-
рушивших общинное землевладение. Таким образом,                              Писанки
в результате миграционных волн в двух районах Сверд-                 Тюменские самоходы.
ловской области (в Ирбитском и Таборинском районах)                   Ансамбль «Вячоркi»
появились переселенческие группы белорусов. Боль-
шая их часть заняла неосвоенные земли Таборинского
района, где возникли новые населенные пункты, жи-
телями которых стали белорусы-самоходы. Крестья-
не-белорусы данного района известны под коллек-
тивным названием «самоходы», используемым и как
самонаименование. Это переселенцы из Витебской и
Могилевской губерний России, которые и определили этнокультур-
ный облик этого района. Перепись населения 1926 г. показала, что
значительное большинство населения этой территории – переселен-
цы начала ХХ в. – белорусы, которые составили 52,7% населения, на
втором месте русские – 43,9%, далее – представители других народов.

   Основные населенные пункты Таборинского района, основанные са-
моходами – Унже-Павинская, Павинская, Озерки, Альтовка. Самоходы
проживали и в других деревнях и селах Таборинского района: Таборы,
Фирули, Аверины, Носово, Чирки и многих других.

   Самоходы сохраняли характерные западно-белорусские этнокуль-
турные комплексы: календарную обрядность, празднование Ивана Ку-
пала, Коляды, песенную традицию, традиционную кухню, предметы
быта.

   Наиболее развернутой в ряду других праздников летнего народно-
го календаря самоходов является купальская обрядность. По рассказам
информантов, долгое время сохранялись многочислен-
ные обрядовые действия, связанные с празднованием
Ивана Купалы(в ночь с 6 на 7 июля по новому стилю):
обходы деревни с целью сбора троицких березок – ма-
териала для подготовки костра; шествия по селу, обходы
полей с «огнем»; ритуальные костры; пение обрядовых
календарных песен, являющихся ярким проявлением
продуцирующей и охранительной магии; сбор цветов и
лекарственных трав; разнообразные гадания на венках.

Как на Ивана,                Адна деўка,
Как на Ивана солнце играло,  Адна деўка воду брала,
Солнце играло.               Воду брала.

                                                     23
   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30