Page 57 - Мурзин А. Э.«Уральская толерантность». Культура межнационального единства в регионе
P. 57
ского химкомбината превращалось в создание «республи-
ки химии» (К. Паустовский), Магнитка вообще была нари-
цательным именем, таким как Днепрогэс, Беломоро-
Балтийский канал, Сталинский или Харьковский трактор-
ные заводы, горьковский «Автогигант», представляющим
гигантское промышленное производство. Эти образы, соз-
дававшиеся и тиражировавшиеся сталинской пропагандой,
публицистами и писателями целенаправленно, существо-
вали на грани социального мифотворчества и социальной
инженерии.
Подчас невыносимые условия существования мил-
лионов людей, превращаясь лишь в отдельный момент
процесса преодоления косной действительности, словно
бы уже теряли свою реальность, отступая перед самодав-
леющей реальностью коллективной Великой мечты, ожи-
дания чуда. Как писал в своих «Дневниках»
М. М. Пришвин, «это стремление вперед так огромно, что
будущее становится реальней настоящего. Ведь это верно,
что инженер еще прошлый год здесь заблудился в лесу.
Теперь тут город, а лес стоит вдали. Но какой это лес, ведь
он обречен, его завтра не будет, этот лес почти нереаль-
ность. Зато вот механический цех, которого еще нет – он
реален»44.
В отличие от традиционного, архаического совет-
ское мифотворчество не было рождено историей, а актив-
но создавалось и насаждалось партийными идеологами.
Создавая общие стереотипы восприятия окружающего,
миф действовал как сила, порождающая единомыслие и
утверждающая единство людской веры. Это давало ему
возможность аккумулировать и направлять огромную со-
циальную энергию, объединяя разрозненных индивидов в
сплоченные коллективы.
44 Пришвин М. М. Дневники. 1930–1931. Книга седьмая. – СПб.: Росток,
2006. – С. 333.
56