Page 56 - Мурзин А. Э.«Уральская толерантность». Культура межнационального единства в регионе
P. 56
опыта, не труд тех, кого вдохновлял поиск «живинки в де-
ле», а индустриальный труд в условиях массового произ-
водства, который пропаганда заставляла признать единст-
венно подлинно творческим. Сознательный, бескорыст-
ный, самоотверженный труд каждого становится «святой
обязанности перед Советским государством» (В. Молотов),
главным делом жизни, основной формой реализации лич-
ности.
Этот напряженный, требующий порой сверхчелове-
ческих усилий, жертвенности труд не мог служить просто
средством к существованию отдельного индивида. Он вы-
ступал условием существования государственного орга-
низма, победы социализма, новой жизни, движением исто-
рического прогресса, победы света над тьмой. Такой труд
приобретал квазирелигиозный смысл, становясь высшей
ценностью и целью существования индивида. Труд на
производстве, требующий полной отдачи физических и
моральных сил, превращался в единственную форму суще-
ствования человека. Внерабочее время – это время для
восстановления сил, приобретения необходимых знаний и
развития трудовых навыков. Все сферы жизни приобрета-
ли смысл настолько, насколько они были сопряжены с
сферой производственного труда. Чем дальше область дея-
тельности от нее, тем менее основательной, второстепен-
ной по своей значимости она представлялась. Это касалось
любого вида духовного производства, художественной
культуры, искусства.
При этом власти стремились так направить идеоло-
гическую и пропагандистскую работу, чтобы строители
«сталинского» Урала видели, как их труд на конкретном
промышленном объекте становится частью изменяющейся
в ходе индустриализации жизни всей страны. Уралмаш
призван был здесь быть не просто заводом, но «отцом за-
водов и фабрик» (А. Горький), строительство Березников-
55