Page 128 - Культурно-образовательное пространство города
P. 128

репрезентация элементов карнавальной культуры. До кон-
ца XX века «карнавальная культура» городов была схожа.
Каждый праздник представлял собой переплетение произ-
водственных и эстетических потребностей. В той или иной
мере они были связаны с индустриальным прошлым, ма-
нифестировали производственные успехи городов. Если в
Нижнем Тагиле (и других областных городах) эта «мани-
фестация» остается до настоящего времени – причем про-
водится на общегородском уровне (т.н. профессиональные
праздники: День металлурга, День машиностроителя и
т.п.), то в областном центре эти праздники отходят в про-
шлое, либо сводятся до районного масштаба (старых про-
мышленных районов: Уралмаш, Химмаш, Эльмаш и т.п.) –
как будто Екатеринбург старается «откреститься» от сво-
его исключительно индустриального наследия, создает об-
раз «столичного центра».

        Код Центра является кодом городской системы в
целом. Любые социокультурные изменения, чтобы они
были успешными и имели долгосрочный характер, должны
быть закреплены в центре. Заметим, что политические из-
менения, в частности, последовавшие после 1917 года, пе-
рекодировали Центр и остальное пространство городов.
Вместо имперских и религиозных построек, новая власть
возвела новые архитектурные сооружения. В Екатеринбур-
ге на месте памятника царю-освободителю первоначально
поочередно ставили памятники «Свободному человеку»,
Карлу Марксу, в настоящее время – В.Ленину. Аналогич-
ная ситуация происходила в Нижнем Тагиле, когда с уста-
новлением власти большевиков в центре города вместо
памятника Александра II воздвигли памятник «вождю на-
родов». В постсоветское время все чаще возникают разго-
воры о замене коммунистического наследия (памятники,
названия улиц) российских городов. Однако отметим, что в
случае Екатеринбурга подобные инициативы деклариру-

                                    127
   123   124   125   126   127   128   129   130   131   132   133