Page 123 - Культурно-образовательное пространство города
P. 123

правовое, административное понятие, но как культурно-
образовательное. Екатеринбург и Нижний Тагил развива-
ются в рамках единого географического пространства,
имеют общие черты природного ландшафта, климата, от-
дельные элементы архитектурной планировки. Однако
указанные выше ключевые определяют особенности со-
циокультурного пространства города.

        3. Третий уровень, уровень страны, федерации.
Екатеринбург и Нижний Тагил выступают как провинци-
альные города относительно столичных центров – Москвы
и Санкт-Петербург. Екатеринбург определяется как
«большая провинция», Нижний Тагил – «малая». Оба го-
рода функционально и формально соподчинены федераль-
ному центру, однако пытаются находить свою уникаль-
ность, отличность. При данной постановке проблематики
Екатеринбург и Нижний Тагил являются репрезентатив-
ными локусами социокультурного пространства региона,
представляют образ пространства региона. Действительно,
в силу специфики психики человек генерализирует пред-
ставление о регионе через отдельные города, т.е. перенос
на весь регион мнения, которое складывается в результате
восприятия конкретного города. Категории «геокультур-
ный ландшафт региона», «региональная идентичность»
раскрывают культурно-образовательный потенциал горо-
дов.

        Опишем социокультурные пространства Екатерин-
бурга и Нижнего Тагила, что позволит в дальнейшем опре-
делить специфику культурно-образовательного простран-
ства мегаполиса и индустриального города.

        Одним из первых, кто предложил методику по-
строения анализа социокультурного пространства города в
отечественной науке, был исследователь П.А. Словцов
(1767–1843 гг.). В его труде «Историческое обозрение Си-

                                    122
   118   119   120   121   122   123   124   125   126   127   128