Page 122 - Культурно-образовательное пространство города
P. 122

ся, если воспроизводство культурных ценностей происхо-
дит путем критического анализа»). «В настоящее время
происходит становление рефлексии культуры, генерализи-
руются ценности и нормы, усиливается индивидуация
обобщенных субъектов»133. Общественная модернизация
раскрывает коммуникативный потенциал реальности, т.е.
становиться возможной активная интеракция между субъ-
ектами и объектами жизненного мира. Итак, мегаполис –
это модернистская форма поселения с эмансипированными
структурами жизненного мира.

        2. Второй уровень, региональный уровень.
Соотношение «мегаполис – индустриальный центр» как
продолжение оппозиции «столица – провинция». Данная
оппозиция является универсальным кодом истории страны
(политической, культурной, экономической), т.е. через неё
возможно прочтение цивилизационного метатекста. Ди-
хотомия определяет двойственную специфику российского
менталитета, диапазон культурных ценностей – прозапад-
ная ориентация жителей столицы (= мегаполиса), иниции-
рующих перманентный цикл модернизации и почвенниче-
ское самосознание жителей провинции (= индустриального
города), оказывающихся в постоянном положении «дого-
няющей». В региональном медийном пространстве (клас-
сические СМИ, Интернет), репрезентирующих обществен-
ное мнение, соотношение двух рассматриваемых нами го-
родов определяется как оппозиция «столица – провинция».
Подобный дискурс позволяет определить, в частности, ка-
чество аксиологического пространства городов и жителей,
их населяющих. В качестве операционных и дискурсивных
единиц выступают категории: «культурные предпочте-
ния», «нормативность», социализация и инкультурация.
Мы определяем соотношение «мегаполис – индустриаль-
ный центр» не только как географическое или политико-

133 Там же. С. 356.

                     121
   117   118   119   120   121   122   123   124   125   126   127