Page 121 - Культурно-образовательное пространство города
P. 121

Аналитически и в рамках данного исследования мы
можем представить соотношение «мегаполис – индустри-
альный город» в виде трех моделей.

        1. Первый уровень, уровень городского поселе-
ния. Индустриальный центр интегрирован в мегаполис и
составляет его неотъемлемую часть. В данном случае про-
мышленная составляющая пространства мегаполиса сво-
дится до определенного района. Екатеринбург, как мегапо-
лис, вырос из индустриального города и в настоящий мо-
мент индустриальный потенциал города сосредоточен в
отдельных периферийных районах, в названии которых
фигурирует сокращение «маш», т.е. «машиностроение»
(Эльмаш = Электрическое машиностроение, Уралмаш =
Уральское [тяжелое] машиностроение, Химмаш = химиче-
ское машиностроение). Анализ данного уровня позволяет
также определить эвристические элементы культурно-
образовательного пространства, которые позволяет инду-
стриальному городу стать «модернистской формой посе-
ления» – мегаполисом. Ю. Хабермас определяет черты и
специфику «модернистского общества», которые мы мо-
жем перенести на городское пространство. Для исследова-
теля в основе модернизации лежит рационализация жиз-
ненного мира. Рационализированный жизненный мир
«только он один способен воспроизвести среду, благопри-
ятную для действий, ориентированных на взаимопонима-
ние»132. В рационализированном обществе и поселении –
мегаполисе – возрастает автономия личности по отноше-
нию к общественным институтам, развивается рефлексив-
но-критическое отношение к унаследованной традиции,
что не подразумевает толкование ее как негативного фак-
тора («в области семантики традиция также не прерывает-

132 Хабермас, Ю. Философский дискурс о модерне [Текст] : сб. лекций
/ Ю. Хабермас ; пер. с нем. М. М. Беляева [и др.]. – М. : Весь Мир,
2003. – С. 332.

                                    120
   116   117   118   119   120   121   122   123   124   125   126