Page 111 - Региональное культурно-образовательное пространство
P. 111

чить количественные и качественные оценки остроты суще-
ствующих проблем для разработки социальных программ;
преподавателям и студентам – ознакомиться с современны-
ми тенденциями развития регионов и увидеть, насколько
велика дифференциация социального развития в такой
большой стране с переходной экономикой, как Россия»47.
По результатам исследований можно представить специфи-
ку экономического развития регионов России, сопоставить
их, однако определить, что лежит в основе отличий не пред-
ставляется возможным. Вопрос о возможностях развития
человеческого потенциала применительно к отдельно взя-
тому региону, на наш взгляд, трансформируется в попытку
понимания логики общественного развития, осмысления
его ценностной основы.

        Под человеческим потенциалом мы будем понимать
потребность, способность и готовность отдельных индиви-
дов или социальных групп к выполнению общественно-
значимой деятельности. Этой теме посвящали свои работы
многие российские ученые: Т. Заславская, О. Иванов,
Н. Римашевская, И. Соболева, Б. Юдин и др. О. Ивановым
человеческий потенциал рассматривается как сложно орга-
низованная биосоциальная целостность. Ученый выделяет
следующие компоненты человеческого потенциала: демо-
графическая компонента; компонента здоровья; образова-
тельная; трудовая; культурная; гражданская; духовно-
нравственная. «Каждая из выделенных компонент, – счита-
ет О. Иванов, – находится в соответствии с общественно-
необходимыми видами деятельности, функциональными
императивами: демографическая компонента – деятель-
ность по производству новых поколений; компонента здо-
ровья – деятельность по обеспечению физического и психи-
ческого здоровья общества; образовательная – деятельность

47 Независимый институт социальной        политики.  URL:
http://atlas.socpol.ru/about/index.shtml

                                    110
   106   107   108   109   110   111   112   113   114   115   116